Краткая история российского дрифтерного промысла
Промышленный лов лосося дрифтерными сетями официально стартовал в России в мае 2010 г. На самом деле он существовал и ранее, но под видом научно-исследовательского лова.
РИА Fishnews.ru продолжает публикацию материалов, посвященных последствиям открытия дрифтерного промысла лососей в России.
Сразу после распада, в 1993 г. дрифтерный лов в российских водах был инициирован японскими компаниями, заинтересованными в получении, в первую очередь, нерки высокого качества. Промысел осуществлялся в течение многих лет под видом российского научно-исследовательского лова по научным программам. Это не противоречило российскому законодательству, поскольку суда работали по научным квотам и по программам центрального НИИ рыбного хозяйства – ВНИРО, а также дальневосточных институтов Росрыболовства (Госкомрыболовства). На первоначальном этапе не велась даже статистика вылова.
Вся ценная добытая при дрифтерном лове рыба (нерка, чавыча, крупные кета и кижуч) доставлялась в Японию, а менее ценные объекты – средняя и мелкая кета, горбуша – выбрасывались за борт и не учитывались. В этом году такие факты были зафиксированы и Счетной Палатой Российской Федерации. Однако они касаются только пяти судов, которые добывали лососей дрифтерными сетями в 2008 г. (без учета ущерба в предыдущие годы).
Дрифтерные суда можно использовать для оперативного прогнозирования подходов лососей, однако в действительности все уточнения мощности подходов лососей были сделаны на основе траловых съемок, но не дрифтерных исследований. Кроме того, очень сложно обосновать ежегодную добычу более 6 тыс. тонн лососей дрифтерными сетями научно-исследовательскими целями. Именно поэтому реальные объемы вылова дрифтерными судами под российским флагом долго скрывались и на протяжении многих лет тысячи тонн «научно-исследовательских» дрифтерных уловов не входили в статистику российского вылова.
Однако организаторам дрифтерного лова судами под российским флагом в ИЭЗ РФ объемов выделяемых квот для исследований было мало. Поэтому они активно начали выступать за получение квот в промышленных размерах (500-800 тонн на судно). И они этого добились в 2008 г. Владельцы дрифтерных судов под российским флагом объединились в «Ассоциацию дрифтерных судов исследовательского лова» (АДИС). Общий объем квот «для исследований» 16-ю дрифтероловными судами составил 12 тыс. тонн и значительно превысил объем японского коммерческого дрифтерного промысла как в зоне России, так и в зоне Японии. А с 2010 г. эти квоты «для исследований» стали промысловыми.
Компании дрифтероловных судов под российским флагом зарегистрированы в России. Однако, как правило, такие суда в российские порты не заходили. В 2009 г. ситуация изменилась, так как в соответствии с российским законодательством вся рыбопродукция в обязательном порядке должна быть доставлена в российские порты. Возникает вопрос – как поведут себя в этой ситуации «российские» дрифтероловы?
Полный текст размещен в рубрике «Крупным планом» на сайте РИА Fishnews.ru