В чьих интересах рыба на рельсах?
С учетом прогнозов на лососевую путину-2010, рынок готовятся к росту оптовых и розничных цен. Однако в нынешних условиях большая часть прибыли по-прежнему будет оседать у посредников, уверены железнодорожники.
17 апреля Председатель Правительства РФ Владимир Путин провел в Мурманске совещание по развитию береговой инфраструктуры для приемки, переработки, хранения и транспортировки рыбной продукции. В ходе обсуждения проблемной темы было отмечено, что в последние годы государство уделяет самое серьезное внимание проблемам рыбаков, продавцов, переработчиков рыбы и ставит новые серьезные задачи. Прежде всего – по развитию инфраструктуры переработки и хранения рыбной продукции, логистики и реализации.
Вместе с тем наиболее проблемной по-прежнему остается вопрос доставки рыбы потребителям, которая требует оптимизации транспортной логистики и развития торговой инфраструктуры.
Как пояснил журналу «Fishnews – Новости рыболовства» генеральный директор ОАО «Рефсервис» Павел Иванкин, поднимая вопрос доставки дальневосточной рыбы в центральную часть страны и имеющихся мощностях подвижного состава, правильнее было бы говорить именно о планомерности отгрузок рыбопродукции. А не о тех принципах, которые транспортникам каждый год навязывают различного рода посредники – «бери и вези все и сейчас» либо «стой и жди, пока я не продам подороже».
«Несмотря на беспрецедентную путину тихоокеанских лососевых в 2009 г., ОАО «РЖД» и его дочернее общество ОАО «Рефсервис» в полной мере удовлетворили потребность грузовладельцев в организации железнодорожных перевозок свежемороженой рыбы с полигонов Дальневосточной и Сахалинской железных дорог в глубь страны, – сообщил руководитель компании. – Мы внимательно следим и за прогнозами отраслевых НИИ на нынешнюю путину: на апрельском Дальневосточном научно-промысловом совете были озвучены важные для нас цифры – 341 тыс. тонн лососевых (против 550 тыс. тонн в 2009 г.). То есть такой путины, как в прошлом году, ждать не следует, и подвижного состава для ее обслуживания потребуется меньше».
Гораздо интереснее для перевозчиков сегодня другой вопрос – как изменится стоимость рыбы, и как это отразится на заработке всех участников процесса доставки продукции потреблю? «С учетом меньшего количества выловленной рыбы оптовые и розничные цены на нее могут вырасти по сравнению с 2009-м. Но увеличатся ли доходы железнодорожников? Скорее всего, нет. Посредники по-прежнему будут забирать себе большую часть прибыли», – считает Павел Иванкин.
Вместе с тем проблем в организации перевозок рыбопродукции из приморских регионов в центральную часть страны от изменения количества груза или числа участников самого процесса доставки меньше, по сути, не становится. «Анализ структуры отправок железнодорожным транспортом рыбопродукции с Дальнего Востока показывает системный перекос в работе по перевалке рыбы с морского транспорта на железнодорожный в пользу Владивостокского транспортного узла, на который приходится чуть менее 80% отгрузок, – пояснил генеральный директор ОАО «Рефсервис». – Переориентация потока морепродуктов на этот узел, который отчасти стеснен еще и встречным потоком строительных грузов для строительства моста на остров Русский, приводит к тому, что данный регион становится «узким горлышком» в обслуживании путины, особенно в пиковый период».
С другой стороны, торможение процесса продаж свежемороженой рыбы на рейде и в самих портах вызывает стремление посредников на товарных рынках и монополистов на рынке стивидорных услуг максимизировать свою сверхприбыль.
Однако, по мнению Павла Иванкина, схемы оптимальной организации доставки рыбопродукции существуют, и их вполне можно было бы адаптировать к современным условиям российского рынка.
Полный текст читайте в рубрике «Интервью» на сайте РИА Fishnews.ru