Как сделать российские порты конкурентоспособными?
Министр транспорта Игорь Левитин проинформировал главу государства об основных проблемах, связанных с развитием российских морских портов.
23 января Владимир Путин провел рабочую встречу с министрами экономического развития и торговли Германом Грефом, финансов Алексеем Кудриным и транспорта Игорем Левитиным.
Как сообщили Fishnews.ru в пресс-службе Президента РФ, глава государства отметил тот факт, что Правительство уже не раз обращалось к теме развития российских портов, однако до сих пор не было единства по поводу того, что необходимо сделать для увеличения темпов развития и повышения эффективности работы этой сферы деятельности. «Мы действительно большая морская держава, но, к сожалению, пока проигрываем в конкуренции в этом секторе экономики, – посетовал Владимир Путин. – А поэтому мы должны создать условия лучшие, чем у наших конкурентов».
В своем докладе Игорь Левитин сообщил об итогах 2006 года, согласно которым перевалка в российских портах, в сравнении с 2005 годом, увеличилась на 13 млн. и составила 420 млн. тонн. Вместе с тем, министр указал и на недостатки, сдерживающие рост конкурентоспособности российских портов, основным из которых является неурегулированность законодательной базы:
- В настоящее время мы не согласовали закон о морских портах, который находится сейчас в Правительстве в заключительной фазе. А также мы должны в течение ближайшего времени внести изменения в закон об особых экономических зонах, где будут представлены морские порты. Также, по инвестиционному контракту вышло типовое соглашение по концессии в морских портах: теперь мы можем работать с инвесторами и по механизму инвестиций.
Не менее важной проблемой для российских портов, по словам Игоря Левитина, является «неурегулированность отношений пропуска и правового механизма самого пункта пропуска». Решение этого вопроса министр связывает с принятием закона о морских портах, внесением изменений в закон об особых экономических зонах и принятием решения по пунктам пропуска в морских портах.
Напомним, что в настоящее время принимается решение о создании единого агентства, ответственного по всем пунктам пропуска на территории России. Однако Игорь Левитин выступил с предложением оставить эту работу за Министерством транспорта, поскольку появление дополнительного участника лишь усложнит схему взаимодействия между уже существующими структурами. Президент выразил согласие с тем, что руководство страны «не должно создавать никаких новых «черных дыр» в экономике России». Однако сфера нуждается в развитии для повышения своей конкурентоспособности.
- Последние полгода пришлось потратить на очень серьезную экспертизу и доработку тех налоговых и таможенных режимов, которые осуществлялись и будут осуществляться в рамках портовых зон, – продолжил Игорь Левитин. – По своему таможенному и налоговому режиму портовые зоны оказались более сложными, чем промышленные, техниковнедренческие или туристическо-рекриационные.
Наиболее сложный комплекс вопросов, по его словам, был связан с действием налогового режима России на той таможенной территории, которая будет создаваться в портовых зонах. Однако эти вопросы были урегулированы, сам документ прошел согласование с Минфином и передан на экспертизу в Министерство юстиции. На рассмотрение в Госдуму законопроект, по словам министра, будет внесен уже в феврале 2007 года.