Время не ждет
Ассоциация прибрежных рыбопромышленных предприятий (АПРП) Корякского автономного округа 23 января провела первое в наступившем году собрание, на котором присутствовал вице-губернатор КАО по вопросам рыболовства Михаил Куманцов.
2007 год будет не простым для рыбаков округа. Во-первых, произойдет объединение Камчатской области и Корякского автономного округа в Камчатский край, а это значит, что изменится (неизвестно, как) принцип долевого закрепления за пользователями Камчатского края прибрежных квот. Во-вторых, лососевая путина в Карагинской подзоне (на восточном побережье Корякии) по максимально возможным объемам, прогнозируемым наукой, не имеет исторических аналогов. В-третьих, возможно долгосрочное закрепление за рыбопромышленниками рыбопромысловых участков на основе конкурсов (приказ министра сельского хозяйства, как известно, давно подписан). В-четвертых, Корякский округ получил значительные увеличения квот по прибрежному рыболовству (особенно по минтаю), которые необходимо освоить в полном объеме. И это далеко не полный перечень вопросов и проблем (которые уже возникли или возникнут в самое ближайшее время), обсуждавшихся на АПРП.
Михаил Куманцов сообщил членам Ассоциации, что готовится постановление губернатора КАО Олега Кожемяко о том, что в состав рыбохозяйственного Совета округа от рыбопромышленников в полном составе войдет правление АПРП. Т.о., Олег Николаевич хочет подчеркнуть значение и роль Ассоциации в рыбохозяйственной политике Корякии, отдавая должное той работе, что была проделана членами АПРП в 2005-2006 гг. Президент Ассоциации прибрежных рыбопромышленных предприятий КАО Александр Литвиненко добавил, что при этом состав Ассоциации будет жестко регламентирован Уставом и будут исключены из членов Ассоциации все те рыбопромышленные компании, которые вступили в АПРП чисто формально, не платят членские взносы, не участвуют в социальных программах, не посещают собрания. Сегодня АПРП не нуждается в «мертвых душах», чтобы таким образом подчеркивать свою формальную значимость для округа. Ассоциация корякских рыбопромышленников стала серьезной общественной организацией, объединившей единомышленников, которые понимают, что развитие их личного бизнеса напрямую связано с развитием всего рыбопромышленного комплекса Корякии, то есть теми задачами, которые решает на федеральном уровне губернатор округа и члены его команды. Итоги этой работы общеизвестны и производят впечатление: в неурожайный 2006 год поймано рыбы в два с половиной раза больше, чем в предыдущие столь же неурожайные годы; в период путины увеличены квоты по кете; произошло увеличение прибрежных квот в Карагинской подзоне; ученые согласились с опытом организации лососевой путины в КАО и дали максимальный прогноз возможной добычи лосося на восточном побережье Корякии, превышающей 100 тыс. тонн…
Теперь же предстоит задача освоить все то, что будет выделено для рыбаков округа. Михаил Куманцов сразу предупредил всех, что не нужно поднимать ажиотаж по поводу таких огромных цифр. Ученые согласились дать прогноз по максимуму только по одной простой причине – УМЕНЬШИТЬ объемы допустимого улова (ОДУ) в случае неоправданности прогноза гораздо легче, чем увеличить. То есть, таким образом, вновь, как и в 2006 году, вводится механизм оперативного регулирования промысла за счет резерва квот (30%), который будет оперативно распределяться среди корякских компаний в случае успешной рыбалки и исключаться из промысла, если подходы рыбы будут ниже, чем ожидается.
Опыт предыдущих лет показал, что рыбопромышленники склонны к преувеличению своих реальных возможностей – при ОДУ в 30 тыс. тонн ими было заявлено желание поймать… 62 тыс. тонн лосося. Результат же для многих оказался плачевным: в южной части подзоны рыбы было меньше, чем прежде (хотя эта тенденция наметилась уже в 2005 году), в разрешительные билеты были внесены квоты по максимуму (чтобы иметь хорошую промысловую историю), поэтому многим компаниям пришлось и плату за пользование ВБР также производить по максимуму – Налоговая инспекция, как известно, сборы осуществляет не по факту вылова, а по той записи, что произведена в разрешительном билете.
Поэтому Михаил Иванович настоятельно просил членов Ассоциации вдумчиво и расчетливо подойти к заявочной компании. Понятно, что возможности богатых уловов в Корякии будут привлекать всех – и, прежде всего, инвесторов, которые будут щедры на кредиты, рассчитывая на максимальное освоение квот. Но ведь кредиты нужно будет отдавать. А если рыбалка не сложится? И сборы нужно платить по полной схеме. Поэтому необходимо вырабатывать такую единую политику организации и проведения путины, чтобы как можно меньше людей пострадали в результате тех или иных природных катаклизмов или сюрпризов, а округ в целом смог бы сработать по максимуму вылова. И в этом смысле он очень рассчитывает на то, что в рыбохозяйственном Совете КАО рыбное лобби будет представлено именно правлением АПРП, выражающим корпоративные интересы своих членов, и социально-экономические интересы Корякского округа в целом.
Что же касается вопросов долгосрочного закрепления рыбопромысловых участков за пользователями, то принятые недавно поправки в Федеральный закон о рыболовстве в корне изменили ситуацию с проведением конкурсов. Хотя по процедуре проведения этих конкурсов Олегу Кожемяко удалось убедить министра сельского хозяйства РФ Алексея Гордеева в необходимости внесения коренных изменений (сейчас готовятся поправки к приказу). В частности, Алексей Васильевич согласился с тем, что комиссия по проведению конкурсов должна быть представлена в паритетных отношениях между «регионалами» и «федералами». Согласились в Минсельхозе и с тем, что термин «средневзвешенные» уловы крайне неудачен, и правильнее все-таки говорить о «среднеарифметическом» фактическом вылове – понятно и точно. Как и по поводу критериев по выпуску молоди и рыбомелиоративных работах – их, если и будут рассматривать на конкурсах, то только начиная с нулевой отметки (что крайне важно для Корякии и Камчатки). Правда, приказ еще не вышел, но обсуждение уже прошло, и есть надежда, что все вышеперечисленное в этот приказ попадет.
Что же изменилось в связи с внесением поправок в Законе о рыболовстве?
Очень важное. В Законе появилась статья о том, что границы рыбопромысловых участков устанавливает федеральный орган, и внесенные поправки в Закон вступают в силу через 90 дней после их официального опубликования – то есть после 10 апреля. В результате остановилась вся работа по утверждению реестров рыбопромысловых участков – а это основа основ для проведения конкурсов по закреплению этих участков. То есть остановилась вся работа.
Губернатор округа Олег Кожемяко обратился в Минсельхоз с просьбой разъяснить сложившуюся ситуацию и определить возможности ее цивилизованного разрешения до начала лососевой путины. После 10 апреля, возможно, исчезнет традиционное понятие границ рыбопромыслового участка, точкой для определения которых были прежде либо устья (или участки) нерестовых рек, либо географические координаты. Следовательно, возможно будет кардинально изменен и традиционный реестр рыбопромысловых участков, который исторически сложился в регионах (и, нужно признать, в катастрофически преизбыточных количествах). А ведь в этот реестр входят не только рыбопромысловые участки для промышленного лова, но и для научного лова, спортивного и любительского рыболовства, а также – что очень важно для национальной автономии – участки для традиционной хозяйственной деятельности и традиционного образа жизни малых коренных народностей Севера.
К апрелю уже должны быть сформированы списки этих участков для предварительного распределения квот, и задержка этого распределения может, в свою очередь, привести к задержке выхода приказа Федерального агентства по рыболовству, а это может значить только одно – срыв начала путины (в июне в северные реки округа уже идет нерка). Поэтому есть все основания для тревоги, почему губернатор округа и поспешил обратиться в Министерство за соответствующими разъяснениями, которые, в принципе, необходимы и для Камчатки, которая уже направила в ФАР проект реестра рыбопромысловых участков.
Кстати, как отметил Михаил Куманцов, администрация Корякского округа инициирует сегодня подготовку решения еще одного важного для объединяющихся территорий вопроса, связанного с рыболовством – вопроса определения в 2008 году долей корякских и камчатских рыбопромышленников. Никому еще неизвестны «правила игры» после 2008 года. Но ведь их нужно формулировать и формировать уже сегодня. Рыбаки уже в недоумении – какой год (2003 или 2008) ляжет в основу пятилетней рыбопромысловой истории для формирования процентной доли рыбопромысловой компании. В чем суть вопроса – в том, что промысловая статистика 2008 года будет известна только в начале 2009 года. Вопрос для Департамента рыболовства Минсельхоза может быть несущественный и даже смешной, но ответа на этот несущественный и смешной вопрос никто еще не дал. Как и на множество других. В том числе связанных с объединением Камчатки и Корякии и созданием единого и общего субъекта Федерации, который и будет определять доли прибрежного рыболовства. А, не дай Бог, все снова повторится, как на Камчатке? И поэтому для этого уже сегодня необходимо определять правила. По крайней мере, для администрации КАО, как сказал на собрании членов АПРП вице-губернатор округа Михаил Куманцов, этот вопрос является актуальным и соответствующее письмо с волнующими рыбаков КАО вопросами также направлено Министру сельского хозяйства РФ.
По-прежнему актуальным остается для Корякии вопрос о переводе промышленных квот прибрежного камчатского краба в океаническое рыболовство, вместо научного. Этот вопрос является для округа принципиальным и может иметь только одно решение – все (до последнего килограмма) прибрежные корякские квоты на промысел камчатского краба должны быть переданы в науку. Минсельхоз в настоящее время приостановило выписку разрешений по этому виду краба для океанического рыболовства, но вопрос пока не решен – те кто его лоббировали, зашли достаточно далеко в решении этого вопроса, и сегодня нужно забрать обратно то, что уже считают своим несколько десятков компаний из разных российских регионов. Михаил Иванович считает, что таким образом федеральные органы власти фактически нанесли оскорбление Корякии, как субъекту Федерации, игнорируя ее фактические права и законные требования. Сейчас решением этого вопроса по просьбе Олега Кожемяко занимается лично министр Алексей Гордеев, которому Олег Николаевич разъяснил, почему Корякия не может согласиться ни на какой компромисс в решении этого вопроса – любой из компромиссов ведет только к уничтожению запасов камчатского краба, которые и так находятся в критическом состоянии. Кстати, одно из предложений специалистов заключалось… в увеличении промышленной квоты на вылов камчатского краба до 15 тыс. тонн!!! И это после того, как на Госсовете при Президенте РФ губернатор Приморского края Сергей Дарькин объявил о срочной необходимости введения МОРАТОРИЯ (то есть полного запрета) на промысел камчатского краба. И вот теперь – в угоду тем предприятиям океанического рыболовства, которым передан прибрежный краб – предлагается в 5 с лишним раз увеличить промышленную квоту, чтобы всем «сестрам» (и в океане, и в прибрежке) было роздано по «серьгам». А при этом нужно помнить еще и о том, что исключительная экономическая зона начинается не с береговой черты, как прибрежная зона, а с линии государственной границы, удаленной от берега на 12 морских миль (около 24 км), где обитает только глубоководный краб – то есть федеральная власть сегодня, выдавая эти квоты на промысел камчатского краба, фактически провоцирует вторжение океанического флота в корякскую и камчатскую прибрежку для крабовой экспансии. А это уже не только оскорбление власти – это подрыв основ экономики округа, базирующейся, прежде всего, на ресурсах прибрежной зоны.
И это настораживает. Госдума, наоборот, в настоящее время рассматривает возможности передачи управления прибрежным промыслом в субъекты Российской Федерации. На Государственном Совете при Президенте Российской Федерации по проблемам развития рыбохозяйственного комплекса России, который будет заседать в апреле нынешнего года, рабочей группой также ставятся вопросы об усилении роли субъектов Российской Федерации в управлении прибрежным рыбопромышленным комплексом и закрепления за ними долей прибрежного рыболовства, а отдельные чиновники, оказывается, действуют совершенно в противоположном направлении, разрушая то, что уже создано в регионах, лоббируя интересы компаний, далеких до проблем округа.
Но в то же время радует другое. По оценке вице-губернатора КАО Михаила Куманцова, Генеральный штаб рыбной отрасли России – ФАР – работает сегодня просто прекрасно. Это отлаженный четкий механизм. С Министерством сельского хозяйства у администрации КАО сложились также нормальные деловые отношения. Проблемы, безусловно, существуют и о них мы говорили – но эти проблемы (и это, наверное, главное) решаемы.
Поэтому, заверил Михаил Иванович членов Ассоциации прибрежных рыбопромышленных предприятий, члены АПРП могут быть уверены в том, что ни один из проблемных для корякских (а сегодня это значит и для камчатских) рыбопромышленников вопросов не останется без ответа в федеральных органах власти. А, в свою очередь, задача Ассоциации – максимально консолидировать свои возможности для полного освоения выделенных прибрежных квот, в том числе и лосося, чтобы максимально пополнился бюджет Корякии. Время не ждет – путина 2007 года не за горами.
Сергей Вахрин