Отправная точка – системный анализ
Ассоциация добытчиков минтая проанализировала биоэкономические аспекты строительства нового рыбопромыслового флота.
РИА Fishnews.ru публикует основные тезисы доклада, подготовленного специалистами Ассоциации добытчиков минтая в развитие темы обновления рыболовного флота России. Отдельная глава документа «Биоэкономические аспекты строительства нового рыбопромыслового флота: основные подходы и допущенные ошибки» посвящена основным подходам к обновлению рыбопромыслового флота. В первую очередь, по мнению экспертов АДМ, требуется составление прогноза списания действующих судов. Для этого ассоциация обобщила данные по рыбодобывающему, обрабатывающему и транспортно-рефрижераторному флоту морских бассейнов РФ, дополнив подробной статистикой по классам, типам судов, а также срокам эксплуатации. Далее в докладе проанализированы эксплуатационно-производственные показатели работы промыслового флота на примере двух ведущих бассейнов – Дальневосточного и Северного.
В частности, как свидетельствуют данные, в объеме уловов на крупные и большие суда добывающего флота приходится порядка 50% в обоих бассейнах. Средняя численность крупнотоннажного флота в Дальневосточном бассейне составила 135 единиц, в Северном бассейне – 49 единиц. Эта группа судов работает в нормальном эксплуатационном режиме с близкими к оптимальному режиму нагрузками.
Показатели использования среднетоннажного флота не столь однородны и позитивны, особенно на Дальнем Востоке, где на его долю приходится 35-40% общего объема улова. С большим отставанием по показателям следуют малотоннажные суда Северного бассейна – на долю 7 единиц, осуществляющих сегодня промысел в этом районе, приходится менее 1% уловов. На Дальневосточном бассейне в настоящее время работает 650 единиц малого флота, на долю которых приходится 10% общего объема.
Отдельная глава доклада посвящена основным подходам к обновлению рыбопромыслового флота. В первую очередь требуется составление прогноза списания действующих судов. При этом отмечается, что в существующих условиях необходимым и вынужденным является максимальное продление сроков эксплуатации судов. Кроме того должна быть проведена оценка максимально возможного вылова существующих добывающих судов. Затем необходимо определить видовой состав и объемы ВБР для судов нового поколения. В соответствии с полученными данными следует разработать типы добывающих судов, из которых в дальнейшем необходимо произвести отбор приоритетных типов, основанный на принципе: создание судов для наиболее рентабельных из недоиспользуемых видов ВБР.
Также в документе определены основные направления, по которым должна быть организована работа по обновлению рыбопромыслового флота. В АДМ надеются, что доклад позволит избежать легковесного и искаженного понимания проблемы и поспособствует составлению последовательной программы действий для реализации планов по строительству судов применительно к существующим российским реалиям.
Полный текст читайте в рубрике «Обновление флота» на сайте РИА Fishnews.ru.