Игорь Орлов: С рыбаками непросто, но интересно работать
За последние годы в рыбацкой среде успел укорениться ряд стереотипов в отношении обновления флота и возможностей российских и зарубежных верфей. Однако не все из них соответствуют действительности.
Тема строительства современного рыбопромыслового флота год от года становится все актуальнее. Чтобы в дальнейшем решать проблемы развития бизнеса, рыбакам необходимы многофункциональные, высокотехнологичные суда, обладающие возможностью эффективного ведения промысла. Не первый год ведется поиск и обсуждение проектов, механизмов экономического стимулирования, сопоставляются потребности рыбаков и возможности отечественных и зарубежных верфей. Но интересны ли в принципе рыбаки заводам ОСК в качестве потенциальных заказчиков?
– А почему, собственно, рыбаки не могут быть нам интересны? – отвечает генеральный директор ОАО ПСЗ «Янтарь» Игорь Орлов. – Стоимость среднего рыболовного траулера длиной около 65 м сегодня составляет 25-30 млн. евро, что равно стоимости 2-3 единиц популярных сегодня на рынке грузовых судов смешанного плавания дедвейтом 5-6 тыс. тонн. Стоимость же больших рыболовных траулеров вообще колеблется от 60 до 90 млн. евро. При этом траулер – это высокотехнологичный продукт с высокой добавленной стоимостью, доля низкооплачиваемых работ по металлическому корпусу в нем значительно ниже, чем при строительстве грузового судна. И востребованность рыболовных судов российскими судовладельцами сегодня ничуть не ниже, чем судов других типов, поэтому верфь, которая сможет предложить им реально привлекательные условия строительства, сможет заработать даже больше, чем при строительстве других типов судов. Мы не считаем рыбаков бедными и бесперспективными клиентами, просто они хорошо считают свои деньги, у них несколько иная экономика бизнеса, и поэтому с ними действительно непросто, но интересно работать.
По мнению собеседника РИА Fishnews.ru, опасения скептиков, что строить такие сложные объекты как рыболовные суда в России не умеют и не научатся, лишены оснований. «В настоящее время мы ведем строительство научно-исследовательских и гидрографических судов двух проектов длиной 59 м и 108 м, которые имеют современную систему электродвижения, сложнейшие исследовательские установки и системы комплексного управления судном. В 2001-2002 годах мы уже построили два корпуса арктических траулеров-креветколовов длиной около 65 м для норвежского заказчика. Так что нет никаких оснований для сомнений, что освоить новый тип судна нам по силам», – уверен Игорь Орлов.
Никто не заставляет российских рыбаков и насильно покупать морально устаревшие и слишком дорогие суда. «Когда российские рыбаки обращаются на «Янтарь» с конкретным запросом, то мы предлагаем им честную конкурентную цену, которую готовы обсуждать. Это реальная цена на уровне ближайших соперников за рубежом, порой ценой минимальной прибыли завода», – отмечает гендиректор завода.
По его словам, многие российские рыбопромышленники и отраслевые медиа заблуждаются, полагая, что где-то в мире строят сказочно дешевые рыболовные суда: «Это ностальгия судовладельцев старых советских траулеров по временам, когда эти суда доставались от государства задаром. Мы не утверждаем, что 25 млн. евро за среднесерийный траулер длинной 65 м с 1300 кубометрами морозильного трюма и производительностью переработки 80 тонн в сутки по заморозке – это мало. Но мы точно знаем, что любая верфь в мире, будь то российская или норвежская, не менее 60% от вышеназванной суммы сразу отдаст поставщикам оборудования, не считая налогов. Если же рыбак готов поставить на свое судно дешевое оборудование – поставим и такое, снизим цену соответственно, но под ваши гарантии».
Другое заблуждение касается настойчивого стремления обсуждать с верфью именно стоимость строительства судна в отрыве от его эксплуатационных качеств, условий сервисного обслуживания и финансовых условий. «Ни один рыбак в мире не оценивает альтернативные стоимости новостроя, он сравнивает стоимости жизненного цикла эксплуатации судна, в котором цена покупки далеко не определяющая. Снижение операционных издержек при эксплуатации более современного и надежного траулера, построенного на недорогие заемные средства, приводит к уменьшению себестоимости продукции и повышению конкурентоспособности. Такое судно лучше сохраняет стоимость при последующей перепродаже, а это уже означает хорошую капитализацию компании. Поэтому дискуссия должна вестись не просто о цене постройки, а о совокупности комплексных условий постройки и эксплуатации рыболовного судна – разработка проекта с учетом требований клиента, серийность строительства, условия финансирования, последующего сервисного обслуживания, возможности модернизации и т.д. В этом случае оценка привлекательности предложений российских верфей может заметно измениться в лучшую сторону», – считает Игорь Орлов.
Полный текст размещен в рубрике «Интервью» на сайте РИА Fishnews.ru