Наращивание китайского присутствия в Японском море
Китай стремится обеспечить беспрепятственный выход к япономорскому побережью, чтобы использовать потенциал бассейна в своих интересах.
Это выражается в тесном сотрудничестве Китая с Северной Кореей по освоению прибрежной зоны КНДР Японского моря, включая открытие морских транспортных путей через северокорейские порты, продление аренды морских терминалов этой страны и их обустройство, создание совместных с КНДР специальных экономических зон, открытие прямого железнодорожного и автотранспортного сообщения из северо-восточных провинций Китая через корейскую территорию к побережью Японского моря. Для обеспечения безопасности и бесперебойной доставки грузов по этому пути в КНДР введены китайские военные подразделения.
Китай постоянно наращивает свою рыбопромысловую деятельность в Японском море, хотя и не является прибрежным государством, и использует для этого воды КНДР. Разрешения на вылов ВБР в ИЭЗ КНДР в Японском море судам КНР выдаются около 10 лет. Промысел ведется на основании Соглашения по сотрудничеству в области рыбного хозяйства между КНР и КНДР от 20 июня 1999 г. Предыдущие договоренности 1980-х годов между Китаем и Северной Кореей касались преимущественно промысла китайских судов в прибрежных водах КНДР Желтого моря. Однако Китай стремится расширить районы промысла своих судов и в Японское море.
Разрешения для ведения рыбного промысла китайским судам в водах КНДР Японского моря выдает администрация СЭЗ «Раджин-Сонбон», хотя в мировой практике, как правило, лицензирование осуществляет единственный, специально уполномоченный на это государственный орган.
Промысловая активность китайских рыболовных судов в Японском море в ИЭЗ КНДР усилилась настолько, что это стало беспокоить и Республику Корея. Количество кальмара, мигрирующего вдоль северокорейского побережья в воды южного соседа, стало заметно уменьшаться. Количество китайских судов в водах Японского моря вдоль Корейского полуострова, напротив, непрерывно увеличивается. По разным сведениям, в ИЭЗ КНДР Японского моря их число составляет от нескольких сотен до тысячи единиц.
Районы промысла в водах Северной Кореи для такой армады китайских судов оказались явно недостаточными. И китайская сторона пытается их расширить за счет ИЭЗ России в Японском море, поскольку в течение лета кальмар и пелагические рыбы мигрируют и через зону России. Однако в последние годы китайские суда лишены права промысла в российской зоне, поэтому они стали использовать северокорейский флаг и разрешения. Как стало известно РИА Fishnews.ru, авиаразведка ГМИ ФСБ России по Приморскому краю в августе 2011 г. зафиксировала большое скопление таких судов – не менее сотни. Как впоследствии выяснилось в результате наблюдений на море и по другим данным, основную их часть составляли китайские промысловые суда под северокорейским, а также китайским флагами. Кроме того, среди них было много судов, маскировавших национальную принадлежность.
Полный текст читайте в рубрике «Крупным планом» на сайте РИА Fishnews.ru.