Дальневосточная сардина – история и перспективы промысла
История промысла сардины в прошлом столетии – яркие страницы развития рыбной отрасли Дальнего Востока. Вероятно поэтому рыбохозяйственной науке сегодня все чаще задают вопросы о возможности возвращения иваси к приморским берегам.
Дальневосточная сардина, субтропическо-умереннохолодноводный вид, или, как ее еще называют жители тихоокеанского побережья, «ма-иваси», является одной из самых массовых прибрежно-пелагических рыб, обитающих в северо-западной части Тихого океана в ряду таких известных всем, как скумбрия, сайра, анчоус.
Есть у этой рыбы и другое название. Как рассказал РИА Fishnews.ru заведующий лабораторией ресурсов пелагиали ТИНРО-Центра, к.б.н. Виталий Дударев, жители прибрежных районов Японии, Кореи и Приморья называют дальневосточную сардину еще и «неверной рыбой»:
– Без малого пять столетий корейские и японские рыбаки добывают сардину у своих берегов и неоднократно были поражены тем, что она без видимых причин неожиданно исчезала из традиционных районов лова на целые десятилетия. Одна из «сардиновых катастроф», которая имела серьезные последствия и для Дальневосточной рыбной промышленности, произошла в конце 30-х – начале 40-х годов и также явилась полной неожиданностью для отечественных рыбаков и ученых. В те годы не существовало масштабного минтайного промысла, а доля иваси в общем съеме рыбопродукции по Дальнему Востоку превышала 60%. Почти весь прибрежный промысел в Приморье в период с 1925 по 1941 годы был ориентирован именно на сардину. Поэтому падение вылова со 115 тыс. тонн в 1940 году до 16 тыс. тонн в 1941 году, а в 1942 году полное прекращение промысла имело для рыбодобывающей отрасли края серьезные экономические последствия, – отметил ученый.
Досталось тогда от власти и дальневосточной науке. Однако, по словам собеседника информагентства, в пределах ареала вылов иваси оставался на высоком уровне и только в 1944-1946 гг. произошло повсеместное резкое падение уловов. При этом проверка всех возможных версий так и не смогла объяснить внезапного исчезновения «неверной рыбы».
В последующие годы этот вид на протяжении сравнительно короткого периода, 25-30 лет, менял свою численность в 100 и более раз, т.е. в масштабах, нехарактерных для большинства популяций рыб, населяющих северо-западную часть Тихого океана. Например, появление в 1972 г. после тридцатилетней депрессии только одного урожайного поколения сардины позволило уже в 1976 г. развернуть ее масштабный кошельковый промысел в Японском море и к 1982 г. довести вылов только в отечественной экономической зоне до 370 тыс. тонн. Этот показатель мог бы быть и выше, но добычу сдерживали обрабатывающие мощности.
Как сообщил Виталий Дударев, в настоящее время наблюдается повышенный интерес к дальневосточной сардине, спровоцированный размещенной в интернете фотографией заморов иваси на берегу одной из бухт на западном Сахалине. В Приморской подзоне такие единичные случаи наблюдаются постоянно в течение последних 15 лет.
Таким образом, по словам представителя ТИНРО-Центра, данные российских и японских исследований указывают на то, что уровень депрессивного состояния численности дальневосточной сардины к настоящему времени миновал, а рост запасов иваси в Тихом океане опережает рост запаса в Японском море.
Полный текст читайте в рубрике «Крупным планом» на сайте РИА Fishnews.ru.