Суд подтвердил право Россельхознадзора на защиту рынка от «серых схем» импорта рыбы
Арбитражный суд признал недействительным решение Федеральной антимонопольной службы, обязавшей Россельхознадзор отменить систему регистрации импортных контрактов.
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору не согласилась с решением комиссии ФАС России, признавшей Россельхознадзор нарушителем антимонопольного законодательства в части незаконного отказа в выдаче ООО «Стрейт» разрешения на ввоз рыбы и рыбопродукции из Норвегии. Как сообщает корреспондент РИА Fishnews.ru, решение и предписание Федеральной антимонопольной службы, запретившей Россельхознадзору требовать от импортеров рыбопродукции регистрации внешнеторговых контрактов, были оспорены в Арбитражном суде города Москвы и признаны недействительными.
По мнению участников рынка, решение суда можно назвать знаковым. Крайне важно, что Арбитражный суд подтвердил правоту Россельхознадзора непосредственно перед вступлением России в ВТО, которое повлечет за собой угрозу снижения требуемого уровня безопасности ввозимой рыбной продукции (в первую очередь аквакультурного происхождения). О системе регистрации контрактов будущие партнеры по ВТО были извещены заблаговременно, и ее устранение играло на руку исключительно иностранным поставщикам и недобросовестным импортерам, а не российским потребителям.
В настоящее время между национальными ветеринарными службами других стран и Россельхознадзором подписаны Меморандумы, которыми предусмотрено взаимное информирование сторон при экспортно-импортных операциях, в том числе о заключенных контрактах между участниками экспортно-импортных сделок. Это сделано с целью предотвращения попыток мошенничества при ввозе поднадзорных грузов на территорию государства или вывозе за его пределы, а также определения соответствия производственных возможностей предприятия и объемов продукции, заявленных в контрактах.
Не секрет, что существует практика, при которой отдельные российские импортеры уклоняются от заключения прямых контрактов с иностранными поставщиками, тем самым минимизируя либо исключая свои обязательства и ответственность за исполнение условий внешнеторговых договоров. Отсутствие контрактов с реальными поставщиками товаров дает возможность манипулировать стоимостью и страной происхождения рыбо- и морепродукции. В распоряжение российских контролирующих органов недобросовестные импортеры, как правило, предоставляют фиктивные внешнеторговые контракты.
Отмена требований подтверждения наличия контрактов на поставки рыбопродукции между иностранными производителями и российскими импортерами неизбежно возвращает практику фальсификации ветеринарных сертификатов и ведет к возобновлению экспорта в Россию импортной рыбопродукции неизвестного качества через третьи страны с использованием оффшорных компаний, фирм-однодневок. Процедура аттестации иностранных рыбоперерабатывающих предприятий для экспорта в Россию в этом случае становится бессмысленной, поскольку благодаря операциям по смене маркировки и переупаковке рыбопродукции установить реального производителя будет невозможно.
Российский рынок испытал на себе все «прелести» бесконтрольного импорта в 2006 г. Но предпринятые Россельхознадзором меры, в том числе переход на поставку товаров по прямым контрактам от аттестованных зарубежных производителей российским компаниям, позволили исключить посредников из цепочки поставок, обеспечить достоверность таможенного оформления, существенно снизить импорт низкокачественной фальсифицированной рыбопродукции. После решения Федеральной антимонопольной службы, обязавшей Россельхознадзор отменить систему регистрации контрактов, «серые схемы» поставок импортной рыбы заработали вновь.
Совсем недавно Кингисеппская таможня сообщила о выявлении преступной группы, ввозившей в Россию норвежскую форель и семгу по подложным документам. В ходе расследования установлено, что охлажденная форель и семга закупались в Норвегии, затем продукция ввозилась на территорию Эстонии и переупаковывалась. Изготавливались фальшивые документы, в которых указывалось, что рыба выловлена в Эстонии, а также подложные ветеринарные сертификаты и инвойсы. В инвойсах намеренно занижалась стоимость товара, чтобы на границе при ввозе в Российскую Федерацию занижать сумму таможенных платежей. В результате мошеннических действий государство недополучило более 20,5 млн. рублей.
Очевидно, некоторые участники рынка пытаются использовать ФАС для недобросовестной конкурентной борьбы, устраняя с ее помощью как неудобных конкурентов, так и слишком эффективно работающие надзорные органы, и создавая условия для уклонения от уплаты налогов и таможенных платежей. Прозрачный бизнес в условиях равной конкуренции с ликвидацией оффшоров, соблюдением установленных законом процедур и четким контролем со стороны государства таких импортеров, видимо, не устраивает.
РИА Fishnews.ru