Развитие предприятий привлекает красную рыбу на берег
Судовая переработка тихоокеанских лососей все больше вытесняется береговой, в том числе и в Камчатском крае, отметил заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов.
В интервью РИА Fishnews.ru замглавы Федерального агентства по рыболовству прокомментировал вопрос: чего стоит ожидать к началу лососевой путины по регулированию прибрежного рыболовства – в части перегруза и обработки на борту?
– Слава богу, по лососям у нас пока не было особо плохих прецедентов. Три года назад нами были внесены изменения в постановление правительства, которые позволили осуществлять добычу тихоокеанских лососей в режиме промышленного рыболовства, что подразумевает в том числе перегрузы и переработку на судах. Кроме того, все рыбопромысловые участки до недавнего времени закреплялись именно для промышленного вылова лососей. В то же время есть прецеденты, что в некоторых районах в связи с изменениями в законе о рыболовстве, РПУ для промысла лососей уже позднее были закреплены как для прибрежного рыболовства. На этих участках, естественно, ни о какой работе по перегрузам и переработке в море речь не идет», – рассказал Василий Соколов.
По его словам, переработка красной рыбы на судах была разрешена в качестве вынужденной меры, так как необходимых мощностей не хватало на берегу, в частности, на Камчатке. «В свое время это решение дало большой экономический эффект, привело к хорошему освоению объемов, позволило нам избежать перезаполнения нерестилищ, особенно в 2009 году, когда были сверхогромные подходы лосося», – сообщил представитель федерального агентства.
По его словам, несколько лет назад соотношение в пользу судовой переработки было 70 на 30 или даже 80 на 20, но сейчас Камчатка полностью поменяла принципы промысла. «На береговую переработку приходится 70-80% производства продукции. Еще год-два и суда особо не потребуются, разве что в отдаленных районах, где есть проблемы с береговой инфраструктурой», - заявил замглавы Росрыболовства.
Он добавил, что на Сахалине ситуация была еще проще, так как там береговая переработка была более развита. «Правда, она была децентрализованной – очень много мелких предприятий, а зачастую и подпольной, но все равно по большей части уловы перерабатывались на берегу. Там тоже есть несколько отдаленных районов, где без судовой переработки, к сожалению, пока не обойтись, но их доля невелика и не играет особой роли. К тому же на Сахалине все участки действуют в режиме промышленного рыболовства, и ограничения по сдаче и переработке уловов на судах на них не распространяются», – подчеркнул собеседник информагентства.
Представитель федерального ведомства обратил внимание на еще одну причину «затухания» судовой переработки – проблемы с пересечением границы при входе в территориальное море, особенно если приходится снимать судно с промысла, который велся в исключительной экономической зоне. Поэтому рыбаки предпочитают иметь дело с береговыми предприятиями, которые уже отстроены и успешно работают.
Но добыча и переработка лососей связаны с неизбежными природными рисками. «Еще во времена Советского Союза сколько раз было, что в целые районы рыба не приходила, хотя должна была прийти, и сколько раз было, что горбуша залетала так, что не знали, как с ней справиться. На том же Сахалине, где речки короткие, известно немало прецедентов с очень тяжелыми последствиями от таких масштабных заходов», – констатировал представитель федерального агентства.
Василий Соколов отметил, что за последние четыре года подходы лосося достигли исторического максимума, но подчеркнул, что рыба не будет идти в таких количествах вечно. «Может быть, мы себе льстим, но в принципе меры оперативного регулирования, которые нами принимались, – в том числе принципы оптимального заполнения нерестилищ, когда не допускалось перезаполнение рек, могли привести к тому, что высокая численность лососей все-таки удержится в ближайшие годы. Конечно, за океан мы ничего сказать не можем: насколько поменяется кормовая база, насколько условия будут хороши для выживания, – человек на это повлиять не в силах. Мы влияем на то, что можем, и я считаю, что последние годы мы все делали правильно», - заявил собеседник информагентства.
РИА Fishnews.ru