Росрыболовство ищет пути снижения коррупции
16 декабря коллегия Федерального агентства по рыболовству подвела итоги антикоррупционной деятельности в 2013 г. Количество уголовных дел, возбужденных в отношении сотрудников Росрыболовства, за минувший год выросло почти вдвое.
Заседание коллегии ФАР прошло в расширенном формате. Во встрече приняли участие руководители территориальных управлений и подведомственных организаций Росрыболовства, а также члены Общественного совета.
Руководитель Федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний выступил с докладом, в котором проанализировал уровень антикоррупционной защиты ведомства по итогам 2013 г. и озвучил первоочередные задачи по его повышению. Глава ФАР отметил актуальность проблемы, ведь за период 2010-2013 гг. в отношении государственных гражданских служащих и работников Росрыболовства правоохранительными органами возбуждено в общей сложности 129 уголовных дел: 52 – в 2010 г., 41 – в 2011 г., 13 – в 2012 г. и 24 – в 2013 г.
Прогресс, по мнению Андрея Крайнего, уже в том, что из 24 уголовных дел 14 было возбуждено и расследовалось по инициативе руководителей подведомственных организаций. «Это говорит о том, что в ряде наших организаций руководители стали предметно заниматься антикоррупционной работой», – заявил он. – «В то же время итоги 2013 г. говорят о том, что уходящий год не стал переломным в борьбе с коррупционными проявлениями в нашем ведомстве».
Как сообщает корреспондент Fishnews, особую тревогу вызывают проявления коррупции в стенах учебных заведений, на счету которых в этом году сразу 6 уголовных дел по фактам получения взяток профессорско-преподавательским составом. Другой неприятной тенденцией стал рост числа должностных преступлений, связанных с коррупцией косвенно.
«Я говорю о такой категории уголовных дел, как превышении должностных полномочий, о служебном подлоге, о мошенничестве, да и просто о банальной краже имущества, присвоении и растрате денежных средств должностными лицами», – обратил внимание Андрей Крайний. Он напомнил о громких делах последних лет, в результате которых своих постов лишились руководители ФГБУ «Охотскрыбвод», институтов АзНИИРХ и ГосНИОРХ, Баренцево-Беломорского и Северо-Западного теруправлений, и потребовал от подчиненных «более внимательно относиться к подбору персонала».
Среди других мер, направленных на противодействие всем видам коррупции, названо обязательное предоставление сведений о доходах и расходах не только гражданских служащих, но и сотрудников организаций, находящихся в ведении Росрыболовства. «Поступая на госслужбу или должности, приравненные к госслужбе, мы соглашаемся на некоторые ограничения прав. Непредставление сведений ведет к утрате доверия со стороны работодателя с соответствующими последствиями. Поэтому в 2014 году все разговоры о нежелании представлять сведения о доходах прошу прекратить», – предупредил глава Росрыболовства.
Он напомнил требование Президента страны о персональной ответственности, которую несут руководители государственных органов всех уровней «за проникновение в аппараты лиц, рассматривающих службу как источник личного неправомерного обогащения». А чтобы чиновникам было проще противостоять соблазнам, необходимо «сформировать общественную атмосферу неприятия коррупции» и выстроить надежную систему обратной связи с общественными советами и объединениями в рыбной отрасли.
Магистральный путь снижения коррупционных рисков, как полагают в Росрыболовстве, – это внедрение четких административных регламентов госуслуг, повсеместное применение технических средств с тем, чтобы чиновник как можно меньше мог общаться с пользователями этих услуг. Кроме того, необходимо усилить антикоррупционную работу в области использования имущественного комплекса подведомственных организаций, в сфере государственных закупок, выполнения НИР и НИОКР, в направлении освоения компенсационных денежных средств и выполнения работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов.
Участники коллегии также заслушали доклады из регионов. Опытом по выстраиванию работы по противодействию коррупции поделились представители Верхнеобского и Северо-Западного теруправлений, Дальрыбвтуза, ВНИРО, рыбводов. Специалисты высказали ряд рекомендаций, в числе которых создание общественных советов при территориальных управлениях Росрыболовства, разработка регламентов деятельности по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов, проведению антикоррупционной экспертизы, организация обучения должностных лиц.
Президент ВАРПЭ Александр Фомин отметил, что у рыбаков по большому счету нет претензий к деятельности федерального агентства, за исключением недостаточной оперативности в ответах на обращения рыбохозяйственных предприятий. Однако рыбодобытчики просят у Росрыболовства помощи в работе, направленной на устранение административных барьеров, приводящих к коррупции. В их числе – проблемы с ветеринарным оформлением рыбопродукции, с неоднократным пересечением границы рыбопромысловыми судами, с попытками запрета дрифтерного промысла тихоокеанских лососей в экономзоне РФ, с жесткими календарными сроками прохождения освидетельствования ТСК и т.д.
В Росрыболовстве в целом разделяют позицию рыбацкого сообщества. По словам Андрея Крайнего, эти примеры характеризуются тем, что в результате создаются условия для того, чтобы чиновник принимал решение, а значит, появляется возможность для коррупции. Это касается как требований Погранслужбы по прохождению контрольных точек, которое после введения обязательной доставки уловов на берег, выглядит чистым анахронизмом, так и кампании по ограничению дрифтерного промысла и, конечно, действий ветеринаров.
«Мы все время говорим, что приказы, которые Россельхознадзор готовит, Минсельхоз подписывает, а Минюст регистрирует, ведут к коррупции, как столбовая дорога», – сравнил руководитель рыбного ведомства, указав, что, по данным того же Россельхознадзора, эффективность проверок рыбы ветеринарами составляет менее 1%.
«Еще одна такая новелла, которую нам пытаются навязать и которая также может привести к коррупции. Давайте модернизируем исторический принцип, как нам предлагают работники Федеральной антимонопольной службы, а если называть вещи своими именами, давайте переделим. Ну а любой передел – это всегда поле для злоупотреблений», – привел Андрей Крайний самый свежий пример. – «Удивляет, что зачастую схемы с отчетливым коррупционным душком предлагаются под крики о рынке, о демократии. Почему-то все время надо ставить дымовую завесу, хотя речь идет о попытках передела».
В завершение коллегии Андрей Крайний рассказал о планах провести совместно с зампредседателя Правительства – полпредом президента в ДФО Юрием Трутневым большое совещание по вопросам снижения уровня коррупции и браконьерства на Дальнем Востоке. В связи с этим он обратился к дальневосточным теруправлениям, научным институтам и рыбводам с просьбой подготовить и представить соответствующие предложения в центральный аппарат Росрыболовства.
«Нельзя забывать о том, что мы с вами в хорошем смысле – обслуживающий персонал для бизнеса. Мы должны создать бизнесу условия – понятные, прозрачные правила игры. При несоблюдении бизнесом этих условий мы с вами включаем те механизмы реагирования, которые у нас есть, но не до того как бизнес начал не соблюдать условия, а после, не создавая ему проблем, а помогая ему работать», – напутствовал глава ФАР коллег.
Fishnews