Ветеринарная служба кует цепь прослеживаемости
Россельхознадзор продолжает активно продвигать систему прослеживаемости продукции с использованием электронных систем ведомства. Среди тех, кто противодействует новому механизму, глава федеральной службы Сергей Данкверт публично назвал в первую очередь рыбаков.
Как сообщает корреспондент Fishnews, на пресс-конференции 23 декабря руководитель Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Сергей Данкверт прокомментировал вопрос с созданием системы электронной сертификации и прослеживаемости продукции. По словам главы Россельхознадзора, ведомство достаточно давно пришло к необходимости внедрения таких механизмов. В первую очередь Россельхознадзор столкнулся с этим, когда за ним были закреплены функции по сохранению водных биоресурсов – было обнаружено, что «где-то 30-40% продукции-то больше гуляет», рассказал руководитель федеральной службы. «Как только у нас стало налаживаться выравнивание этой системы, у нас это направление определили как ненужное и отдали в Росрыболовство, чтобы они сами добывали и сами контролировали себя, что у них успешно и получается», – заявил глава Россельхознадзора.
По мнению Сергея Данкверта, именно система электронной сертификации позволит обнаружить продукцию «неясного происхождения», причем в качестве примера руководитель ведомства обратился к рыбным товарам. «Если вы отправили на экспорт 10 тыс. тонн рыбы, электронные сертификаты все есть, и внутри страны 5 тыс. тонн, а у вас всего на 5 тыс. тонн были квоты, то откуда вы взяли рыбу? А для нас этот вопрос непраздный, – подчеркнул Сергей Данкверт. – Все говорят: «Что вы лезете, ветеринары, в происхождение?» Но для нас вопрос: в каком месте есть пробой в системе биологической, потому что мы должны знать, откуда эта продукция».
Многие регионы, которые есть в океанах, непростые, предупредил чиновник, напомнив о временных ограничениях, которые вводились на поставки рыбной продукции из Индонезии. «Поэтому для прослеживаемости нужно четкое понимание, откуда эта рыба. Если это рыба рядом с Фукусимой, вы тоже не захотите ее потреблять, несмотря на то что есть документ, что она нормальная, но вы хотите это знать», – сказал глава Россельхознадзора.
По словам Сергея Данкверта, на территориальных управлениях ведомства уже отработан механизм по оформлению импортной продукции в информационной системе Россельхознадзора «Меркурий». «Система зарегистрирована, о формализации ее будем говорить в масштабе страны и заслушаем в масштабе Таможенного союза», – заявил руководитель Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
В первую очередь, по мнению главы Россельхознадзора, во внедрении предлагаемых механизмов заинтересованы «все крупные холдинги и все крупные производители, потому что им скрывать-то нечего», а меньше всего – «те, кто занимается какими-то вещами, связанными с незаконным оборотом».
Министр сельского хозяйства Николай Федоров, по словам Сергея Данкверта, отслеживает процесс, Россельхознадзор же смотрит на систему электронной сертификации и прослеживаемости «как на день нынешний». «Кто противодействует в первую очередь? Ну, конечно же, в первую очередь рыбаки нас обвинили во всех грехах, что мы хотим все сертифицировать. Следующими обвинили молочники», – заявил руководитель ветеринарного ведомства.
Переход на систему прослеживаемости и электронной сертификации, по мнению Сергея Данкверта, болезненно воспринимается потому, «что все привыкли, что за эти бумажки берут деньги, а они нагрузки не несут». При этом глава Россельхознадзора сослался на ветеринарных врачей в регионах, которые выписывают документы и не проверяют продукцию.
Отметим, что недавно проект приказа Минсельхоза России «Об утверждении Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов и Порядка оформления ветеринарных документов в электронном виде» проходил оценку регулирующего воздействия. По итогам процедуры Министерство экономического развития пришло к выводу, что «проект акта содержит положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ».
Fishnews