РСПП помог спасти отечественную рыбопереработку
Правительство не стало прибегать к возвращению налога с продаж. Не последнюю роль сыграли аргументы о влиянии налоговой нагрузки на положение бизнеса. Если говорить о рыбной отрасли, то последствия оказались бы более чем серьезными.
Идея возвращения налога с продаж, отмененного с 2004 г., вызвала нешуточный резонанс. О том, что Правительство рассматривает вариант введения НСП, в июле сообщил министр финансов Антон Силуанов. Предполагалось, что решение о вводе налога примут субъекты Федерации, ставка его могла составлять до 3%. Ожидаемые доходы для регионов оценивались примерно в 200 млрд. рублей в год.
Инициатива вызвала бурное обсуждение – по проблеме высказывались представители Минфина, Минэкономразвития, эксперты. Предпринимательское сообщество, естественно, не могло остаться в стороне от дискуссий по поводу возможного роста налоговой нагрузки. Так, последствия изменений (а предлагалось не только возвращение НСП, но и, например, повышение налога на добавленную стоимость) анализировались в РСПП, своими выводами ведущее бизнес-объединение делилось с членами Правительства.
В законопроекте, предусматривающем возвращение НСП, был установлен перечень товаров, на которые новый налог не распространяется. В их числе оказалось и продовольствие, но рыба в список не попала, сообщает корреспондент Fishnews.
Комиссия РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре детально рассмотрела, чем может обернуться возвращение налога с продаж для российского рыбного рынка и отечественной рыбопереработки. Было рассчитано, как вырастет в этом случае общая стоимость мороженой рыбы, соленой, маринованной и вяленой рыбы, рыбного филе, морепродуктов, консервов и пресервов, икры, свежей и охлажденной рыбопродукции.
В целом введение налога с продаж повлекло бы увеличение стоимости рыбопродукции на 26 – 27 млрд. рублей, указали в профильной комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей.
По данным экспертов, возвращение НСП повлияло бы на объем продаж в сегментах мороженой рыбы, консервов и свежей и охлажденной рыбы. Опыт 2009 г. говорит о том, что в случае увеличения стоимости рыбной продукции потребители переключаются на товары-заменители – в первую очередь на мясо птицы. В период с 2009 по 2013 гг. продажи рыбных товаров на российском рынке увеличились на 250 тыс. тонн, или на 175 млрд. рублей в денежном выражении. Анализ показывает: когда цена на рыбопродукцию начинает расти со скоростью выше 10% в год, продажи начинают тормозиться. В случае введения налога с продаж темпы роста цен на соленую, маринованную и вяленую рыбу, на филе рыбное, на морепродукты и консервы составили бы от 10 до 13%, а на свежую и охлажденную рыбу – свыше 25%.
При указанном росте цен объем продаж на отечественном рыбном рынке снизился бы в 2015 г. с 3,6 млн. тонн до 3,4 млн. тонн – рыбный рынок откатился бы к уровню 2008 г. Снижение привлекательности рыбопродукции на рынке привело бы к увеличению фискальной нагрузки на рыбопромышленные предприятия (прежде всего, перерабатывающие), так как в условиях конкуренции рыбопродукции с товарами-заменителями сектор торговли установил бы жесткие ограничители закупочных цен на рыбопродукцию. Фискальная нагрузка на рыбоперерабатывающие предприятия уменьшила бы рентабельность этого сектора с 6 – 8% до 5 – 5,5%, что при действующих кредитных ставках практически остановило бы всякую инвестиционную активность в секторе рыбопереработки.
Подготовленные в РСПП расчеты влияния налога с продаж на рыбный рынок были высоко оценены в Министерстве экономического развития РФ и Центробанке. Видимо, другие аргументы по воздействию НСП на положение бизнеса также сыграли свою роль: кабмин решил пока не вносить законопроект об этом платеже в Госдуму. По итогам заседания Правительства 17 сентября глава Минфина также сообщил, что в проектировках бюджета на 2015-2017 гг. введение налога с продаж не предусматривается.
«Практика показывает, что бизнес-объединения способны оказывать существенное влияние на формирование налоговой политики. Однако для этого необходимо глубоко и всесторонне анализировать налоговое законодательство, включая технику налогового администрирования, и уметь «оцифровывать» финансово-экономические последствия налоговых новаций», – прокомментировал председатель Комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре, член правления союза Герман Зверев.
Текст полностью читайте в рубрике «Крупным планом» на сайте Fishnews.