Сергей Сенников: Проект постановления несет риски для предприятий
В правила распределения лимитов добычи водных биоресурсов в районах действия международных договоров нельзя вносить дополнительного ограничительный критерий – «осуществление рыболовства на момент распределения квоты», считает вице-президент Ассоциации «РПХ Карат» Сергей Сенников.
Проект постановления Правительства РФ, разработанный Минсельхозом, вносит изменения в Правила распределения квот добычи водных биологических ресурсов в районах действия международных договоров России.
– Отдельные положения предлагаемого проекта постановления не соответствуют заявленной цели и представленному в пояснительной записке обоснованию, а также приводят к необоснованному ограничению законных прав лиц на добычу водных биоресурсов, – обратил внимание в материале, подготовленном для Fishnews вице-президент Ассоциации «Рыбопромышленный холдинг Карат» Сергей Сенников.
Разработчики проекта постановления указывают, что «…лица, которые имеют право на распределение между ними квоты по статье 31 Закона о рыболовстве и в силу части 3.4. статьи 19 Закона о рыболовстве, должны отвечать двум критериям, а именно такие лица должны осуществлять рыболовство на момент распределения квоты и иметь наличие истории промысла».
– Однако такая интерпретация части 3.4 статьи 19 закона о рыболовстве является ошибочной и приводит к необоснованному ограничению круга лиц, имеющих право на добычу (вылов) водных биоресурсов, – считает вице-президент отраслевой ассоциации.
Он напомнил, что, согласно части 3.4 статьи 19 ФЗ «О рыболовстве», «лица, осуществляющие промышленное рыболовство и исполнившие свои обязанности, предусмотренные договорами, на основании которых возникает право на добычу (вылов) водных биоресурсов, и разрешениями на добычу (вылов) водных биоресурсов, имеют преимущественное право на предоставление таким лицам водных биоресурсов, в пользование на новый срок».
– Другими словами, данная норма предусматривает преимущественное право для лиц, ранее осуществлявших промышленное рыболовство. Соответственно, при добыче водных биоресурсов, ОДУ которых не устанавливается, такие лица имеют приоритет при заключении договора пользования водных биоресурсов в соответствии с постановлением Правительства от 25 августа 2008 года № 643. Это следует и из самой формулировки нормы – «…имеют преимущественное право на предоставление … водных биоресурсов, в пользование на новый срок», т.е. речь идет о заключении договора пользования водных биоресурсов на новый срок, - заметил эксперт.
Он подчеркнул, что при закреплении долей квот (как первичном, так и вторичном при истечении ранее заключенного договора) этот принцип не может применяться, т.к. сам метод расчета доли (отношение вылова лица за 9 лет к вылову всех заявителей за это время) делает такую приоритетность бесполезной.
- В связи с этим, все лица, которые в 9-летний период осуществляли вылов данного биоресурса (все 9 лет или менее), имеют право на соответствующую долю квоты, т.к. у такого лица есть «исторический вылов», – отметил представитель рыбной промышленности. - Например, если лицо за год или два года до года распределения прав добычи ВБР (расчетного года) не осуществляло промышленное рыболовство в отношении данного водного биоресурса, оно также может подать заявку в соответствии с порядком, и его доля будет определена как вылов данного лица (за фактическое количество лет) по отношению к вылову всех заявителей. Установление же такого дополнительного ограничительного критерия, как «осуществление рыболовства на момент распределения квоты» является необоснованным и нарушает саму суть «исторического принципа» распределения прав на добычу (вылов) водных биоресурсов, предусмотренного в части 1 статьи 31 закона «О рыболовстве…»
По мнению Сергея Сенникова, в случае применения такого принципа, доли квот будут распределены только среди узкого круга лиц, которые вели промышленное рыболовство в год, предшествующий расчетному. При этом расчет доли таких лиц будет осуществляться исходя из вылова за 9 лет, а все остальные лица, которые занимались промышленным рыболовством в течение 8 лет и менее (не вели промысел в последний год), будут лишены права на добычу таких биоресурсов, т.к. не смогут предоставить «сведения о документах, подтверждающих право на добычу (вылов) водных биоресурсов в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов (разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов и/или договор пользования водными биоресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается) в год, предшествующий подаче заявки». В результате, лица, осуществлявшие рыболовство в течение 1 года, предшествующего году подачи заявки, получат доли квот, а лица, осуществлявшие рыболовство в течение 8 лет и менее за исключением года, предшествующего году подачи заявки, будут такого права лишены. Заявка таких лиц не будет рассмотрена, т.к. заявитель не представит полного комплекта требуемых документов, - заметил вице-президент отраслевой ассоциации.
Он предлагает для соблюдения законных интересов всех лиц, осуществлявших промышленное рыболовство, дополнить пункт 3 (1) правил подпунктом «д»:
«д) сведения о документах, подтверждающих право на добычу (вылов) водных биоресурсов в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов (разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов и/или договор пользования водными биоресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается, или иные документы) в течение 9 лет и менее, предшествующих расчетному году – для заявителей, указанных в подпункте «б» пункта 3 настоящих Правил».
Полный текст читайте в рубрике Личное мнение» на сайте Fishnews.