Решения съезда рыбаков: не забыты, но не выполнены
Участники III Всероссийского съезда рыбаков проанализировали реализацию его решений: оказалось, что на середину июня 2015 г. не выполнен или выполнен лишь частично 21 пункт из 34.
На III Всероссийском съезде работников рыбного хозяйства в феврале 2012 г., впервые после десятилетнего перерыва на одной площадке собрались представители отрасли со всех основных рыбохозяйственных бассейнов страны, рассматривались ключевые для бизнеса вопросы. Но многие из решений съезда до сих по не выполнены, отмечают его участники.
Основной для рыбаков остается тема распределения биоресурсов для промысла. Участники съезда в 2012 г. рекомендовали внести в федеральный закон о рыболовстве поправки о закреплении долей промышленных и прибрежных квот добычи на исторической основе на последующий после 2018 года период сроком на 20 лет. Также представители отрасли выступили за то, чтобы рассмотреть вопрос целесообразности введения «единой промышленной квоты» без выделения прибрежной части, обеспечив при этом соблюдение «исторического принципа» распределения долей.
До сих пор соответствующее решение не принято. Однако ведется подготовка изменений в закон о рыболовстве. Согласно версии поправок, предложенной Росрыболовством в мае, планируется отказаться от привычной системы квот и ввести новый вид лимитов – квоты в морских водных объектах. Под ними подразумеваются квоты вылова во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ, в Азовском и Каспийском морях для осуществления промышленного и (или) прибрежного рыболовства. Предусмотрено закрепление долей на 25 лет, однако в целом по законопроекту у рыбацкого сообщества возникли вопросы. Предложения по регулированию «прибрежки» - одна из самых спорных частей проекта поправок.
Продолжают беспокоить рыбаков и вариации «квот под киль». Съезд 2012 года рекомендовал заменить поручение о разработке нормативно-правовой базы в части установления нового вида квот под строительство судов на задачу по подготовке мер, стимулирующих обновление рыбодобывающего флота. Причем при безусловном сохранении «исторического принципа» наделения пользователей долями квоты вылова.
Однако, отмечают участники съезда, в последней версии поправок в закон о рыболовстве появилась норма о государственной поддержке отечественного судостроения путем выделения специальных квот. Через предоставление права на вылов предполагается помочь российским юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют промышленное и (или) прибрежное рыболовство и которым принадлежат по праву собственности либо на основании договора лизинга новые суда рыбопромыслового флота, построенные на территории РФ. Предполагается, что права будут предоставляться с учетом специального вида квот добычи – квот господдержки, выделяемых на 25 лет.
Также, отмечают эксперты, в законодательство не внесены изменения, обнуляющие ставку НДС для судостроительных и судоремонтных предприятий, которые занимаются производством, ремонтом, техническим обслуживанием, модернизацией судов рыбопромыслового флота.
Участники съезда выступили за то, чтобы проанализировать практику применения мер государственного контроля за сохранностью водных биоресурсов в части двоякого толкования законодательства РФ или недостаточно регламентированных и избыточных процедур. Эта рекомендация выполнена, но лишь частично, указывают участники съезда. Так, в 2015 году вступил в силу федеральный закон об уведомительном порядке пересечения границы для отечественных судов, используемых в целях рыболовства. Долгое время бизнес боролся за то, чтобы эти изменения были приняты — и здесь понадобилось не одно поручение руководства страны.
Однако до сих пор не решен вопрос возможности доставки переработанных уловов прибрежного рыболовства в любой порт РФ, обращают внимание эксперты. Из-за расхождения в трактовке терминов «улов водных биоресурсов» и «продукция» рыбаки оказываются в непростой ситуации. Fishnews не раз писал о случаях, когда судно осваивало прибрежную квоту, например, Камчатского края, однако улов доставляло в порт Владивосток, а потому подвергалось штрафу.
Текст полностью смотрите в рубрике «Крупным планом» на сайте Fishnews.