Экспансия свободных портов
В Общественной палате Российской Федерации прошли «нулевые чтения» проекта федерального закона «О свободном порте Дальнего Востока». Эксперты указали на ряд спорных мест документа.
Опыт Владивостока распространят на соседние регионы
30 ноября в Общественной палате РФ прошло обсуждение проекта закона о «О свободном порте Дальнего Востока». Документ подготовило Минвостокразвития. Представляя проект, первый заместитель министра Александр Осипов назвал хорошей практикой распространение на новые территории механизмов и форм, которые показали свою эффективность. К таковым первый замминистра отнес федеральный закон «О свободном порте Владивосток», несмотря на то что он вступил в силу только 12 октября текущего года.
Как сообщает корреспондент Fishnews, согласно законопроекту режим свободного порта планируется ввести в узловых гаванях, расположенных в четырех дальневосточных регионах. Свободные порты Камчатка, Хабаровск, Сахалин и Чукотка объединят 14 муниципальных образований общей площадью 1058 тыс. кв. км с численностью населения 480,4 тыс. человек. Среди приоритетных отраслей, развитие которых получит стимул, в Минвостокразвития видят добычу и переработку рыбы, судоремонт и портовую деятельность.
В рамках свободного порта предусматривается режим единого окна при прохождении пограничных и таможенных процедур, упрощенный визовый режим с получением 8-дневной визы на границе, режим свободной таможенной зоны для резидентов, ускорение ряда административных процедур, снижение нагрузки на бизнес, связанной с различными проверками. Кроме того, предприятия смогут воспользоваться льготами по налогу на прибыль, ускоренной процедурой возмещения по НДС, пониженной совокупной ставкой страховых взносов в 7,6%.
Главным органом управления свободным портом должен стать наблюдательный совет под руководством вице-премьера – полпреда президента. Кроме того, в министерстве предлагают создать комиссии по каждому свободному порту под руководством губернаторов регионов.
Старые болезни законопроекта
Поскольку содержание законопроекта во многом повторяет текст федерального закона «О свободном порте Владивосток», замечания, высказанные экспертами при его подготовке, не утратили актуальности и год спустя. В связи с этим председатель комиссии ОП по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Лидия Михеева поинтересовалась, неужели нельзя было сразу решить вопрос о географических точках для порто-франко.
Претензии Общественной палаты, прежде всего, вызывает необходимость создания управляющей компании на территории свободного порта Дальнего Востока. Процедуры ее создания и наделения полномочиями, принятия решений о включении предприятий в число резидентов содержат высокие коррупционные риски. Нынешний законопроект является хорошим поводом вновь поставить перед законодателями вопрос о целесообразности подобных конструкций управления территориями.
Участники «нулевых чтений» высказали сомнения в эффективности деятельности наблюдательного совета. В состав этого органа, согласно проекту закона, будут входить не инвесторы, заинтересованные в развитии своего бизнеса, а федеральные чиновники высокого уровня, которые в силу своей загруженности вряд ли смогут уделять достаточно времени этой работе. Первый заместитель председателя комиссии ОП по вопросам инвестиционного климата Николай Остарков отметил, что возможности влияния инвесторов на принятие решений станут важным фактором с точки зрения инвестиционной привлекательности свободного порта.
В то же время представители регионов указали, что совещательный орган – не лучшая форма управления, когда требуется оперативное принятие решений и их реализация. Что касается состава совета, то практика показывает: если в нем преобладают представители регионов, то процесс движется, но если соотношение меняется в пользу федеральных чиновников, многие вопросы могут не решаться годами.
Критике подверглось большое количество в законопроекте отсылочных норм, предполагающих установление детального регулирования в подзаконных нормативных актах. По мнению Общественной палаты, такой подход порождает неопределенность правового регулирования для потенциальных инвесторов и повышает риск возникновения конфликтов.
Руководитель аналитической группы комиссии ОП по развитию реального сектора экономики Максим Довгялло указал на неточную оценку министерством нагрузки на фонд оплаты труда для резидентов свободного порта. Поскольку как минимум половина рабочих мест в портах – это вредные и опасные условия труда, средняя ставка страховых отчислений для работодателей по факту составит более 9%. Он напомнил и о многочисленных санитарных нормативах, природоохранных и иных требованиях, заведомо невыполнимых для портовиков, что может стать основанием для приостановки их деятельности. При подготовке законопроекта необходимость корректировки этих нормативов была упущена, что в будущем чревато большими проблемами для предприятий, считает эксперт.
Участники слушаний также обратили внимание на необходимость учитывать интересы общин КМНС, проживающих на территориях, которые получат статус свободного порта, на излишнюю бюрократизацию управленческой системы, и главное, поспешность разработки законопроекта. Закон о свободном порте Владивосток вступил в силу полтора месяца назад, и делать выводы о его положительном или отрицательном эффекте слишком рано. Все это рождает вопрос о целесообразности спешки с переносом опыта свободного порта на другие территории Дальнего Востока.
Fishnews