(Не)восполнимые потери
Таможенные платежи в отношении ремонта судов за границей дорого обходятся рыбопромышленникам Дальнего Востока. Однако добывающие компании предпочитают не оспаривать начисленные суммы, чтобы избежать временных потерь.
Флот Дальневосточного бассейна насчитывает порядка 2 тыс. судов, в том числе рыбодобывающих, рыбоперерабатывающих и транспортных рефрижераторов. Из-за морального и физического износа, интенсивной эксплуатации флот нуждается в частом ремонте, в переоборудовании и модернизации.
Наиболее популярные среди дальневосточных рыбаков ремонтные базы расположены в странах АТР. Сегодня верфи Шанхая, Даляня, Пусана предлагают современное судовое оборудование и средства связи, комплектующие и запасные части, технологии и услуги, последние разработки в области безопасности мореплавания. В таможенных целях для ремонта морского флота за границей предусмотрена процедура переработки товаров вне таможенной территории.
Не секрет, что расходы на ремонт судна, как правило, измеряются сотнями тысяч долларов. А с учетом ставки таможенной пошлины и НДС на эту категорию товаров, сокрытие от таможенных органов достоверных сведений о произведенных работах позволяет судовладельцам «экономить», а государству – терять.
«Иногда недобросовестные судовладельцы с целью экономии средств пытаются обойти таможенное законодательство и уклониться от уплаты таможенных платежей различными способами: путем незаявления таможенному органу сведений о проведенных за рубежом ремонтных работах, недостоверного заявления объема и/или стоимости проведенных работ, либо путем попытки отнесения проведенных плановых ремонтных работ к категории иных работ (аварийных, гарантийных и т.д.)», – рассказала Fishnews пресс-секретарь Дальневосточной оперативной таможни Татьяна Шичанина.
Она обратила внимание, что такие действия влекут ответственность компаний-судовладельцев по статье 16.2 КоАП РФ «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров». Наказание – административный штраф в размере до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин и налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами правонарушения. А в случае, если сумма неуплаченных таможенных пошлин и налогов превысит один миллион рублей, виновным должностным лицам грозит уголовная ответственность по статье 194 УК РФ «Уклонение от уплаты таможенных платежей» и наказание – вплоть до лишения свободы.
Татьяна Шичанина обозначила положительную тенденцию: если в 2014 г. в таможенные органы Дальневосточного региона было подано 169 заявлений от капитанов судов о проведенных за рубежом ремонтных работах, то в 2015 г. этот показатель вырос на 32% (224 заявления). В прошлом году начислено таможенных платежей к уплате на сумму 1,5 млрд. рублей, что в три раза больше аналогичного показателя 2014 г. (502 млн. рублей).
Заместитель председателя Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки Евгений Кабанов назвал вопрос об уплате таможенных пошлин «очень острым» для камчатских рыбопромышленников. «Однако рыбаки не выносят это на суд, потому что боятся временных и финансовых потерь. Лучше согласиться и не навлекать на себя дальнейших санкций и проверок. Время для рыбаков всегда дороже», – прокомментировал представитель СРПК.
Финансовый директор ООО «ПО Сахалинрыбаксоюз» Валерия Райская рассказала, что в компании также предпочитают все декларировать, хотя суммы действительно серьезные. «За все платим и декларируем все – весь ремонт, все оборудование в полном объеме. Мы ни разу не оспаривали в судах то, что нам насчитала таможня», - сказала она.
Впрочем, собеседница Fishnews отметила, что были случаи корректировок. «Делали нам корректировки, но впоследствии их убирали – после того как мы привлекали независимого эксперта-оценщика по стоимости оборудования. Но никаких судебных разбирательств не было. В нашем случае все решалось мирно», - отметила Валерия Райская.
Она подтвердила, что таможенные платежи большие и чувствительные для бюджета компании. «Потому что мы продолжаем вести переоборудование судов. Платеж составляет 5% от стоимости ремонта, оборудования плюс НДС. Что касается оборудования, то здесь зависит, под какую таможенную ставку оно попадает. Все оборудование, которое связано с рыбой, – беспошлинное, но вот уже на холодильник ставка от 11% плюс НДС. Суммы выходят большие. Последнее судно, которое мы растаможивали, обошлось нам в 150 млн. рублей. На нем было произведено полное переоборудование, которое обошлось компании порядка 11 млн. долларов», - рассказала финансовый директор.
Полный текст читайте в разделе «Крупным планом» на сайте Fishnews.