Российскому рынку расскажут о плюсах сертифицированной рыбы
MSC совместно с рыбопромышленниками, переработчиками, торговыми сетями и другими заинтересованными организациями создаст рабочую группу по развитию рынка продукции экологически ответственных промыслов в России.
20 марта в Москве прошло установочное заседание рабочей группы Морского попечительского совета (MSC), которая займется продвижением продукции из сертифицированной рыбы и морепродуктов на российском рынке. Как сообщает корреспондент Fishnews, на встрече присутствовали представители компаний «Норебо», СЗРК, ФЭСТ, «Гидрострой», «Полар Сифуд», VICI, Espersen, «Макдоналдс», «Азбука вкуса», а также WWF России.
Директор MSC по региону Европы Камиль Дерикс рассказал об успешном опыте европейских стран по популяризации рыбной продукции из устойчивых промыслов. Он подробно остановился на недавней кампании в Польше – с привлечением шеф-поваров, СМИ и блогеров, показом рекламных роликов (в том числе в кинотеатрах), использованием специально созданного сайта и соцсетей.
Хотя эффективность таких мероприятий, по данным MSC, достаточно высока, в целом процесс формирования культуры осознанного потребления и ответственности покупателя за свой выбор занимает длительное время. Результаты могут появиться спустя десятилетие или позже, но начинать в любом случае нужно уже сейчас, и рабочая группа может стать фундаментом для продвижения MSC-сертифицированной продукции.
Участники дискуссии обратили внимание, что традиционная концепция работы MSC с потребителями, которая позволяет людям почувствовать себя причастными к сохранению биоресурсов океана путем покупки товаров с экомаркировкой, на этот раз может не сработать. Во многих странах сертификация является непременным условием выхода на рынок, но в России такого барьера нет. При этом возможный спрос на сертифицированную продукциюэксперты считают ограниченным.
По словам заместителя директора ООО «УК Норебо» по международным вопросам и связям с общественностью Сергея Сенникова, основной объем рыбы с маркировкой MSC все-таки направлен на экспорт. Российский рынок имеет существенные ограничения по цене, поэтому продвижение высококачественной рыбопродукции упирается в ценовой потолок в связи с низкой платежеспособностью населения. В крупных городах, таких как Москва или Санкт-Петербург, ситуация может отличаться, но в целом по стране главный критерий для населения – цена, а не экологические аспекты.
В Европе уже сформирован запрос покупателей на экологичные товары. В России этот сектор крайне узкий, поэтому просто заимствовать приемы, применяемые за рубежом, малоэффективно, нужно искать другие способы работы с рынком. По мнению директора отдела обеспечения и гарантии качества «Макдоналдс» в России Ирины Коршуновой, пока для российского потребителя большее значение имеет качество и безопасность продуктов питания, чем устойчивость источников их сырья.
Вопрос, кто же должен заниматься экопросвещением населения – государство, рыбаки, торговые сети, поставщики продуктов для предприятий общественного питания, остается открытым. Рыбопромышленники опасаются, что в нынешней ситуации любые их действия по повышению спроса на сертифицированную продукцию приведут только к тому, что вся маржа уйдет ретейлу.
В тоже время у компаний, которые уже встали на путь MSC-сертификации, по большому счету других вариантов нет, считает исполнительный директор СЗРК Сергей Несветов. «Кто, как не мы, должен работать над тем, чтобы эта история делала наш бизнес устойчивым», – заявил он, отметив, что на этом этапе, устойчивость бизнеса важнее денег. – «Если будет источник, то будут и деньги».
Директор программы по устойчивому морскому рыболовству WWF России Андрей Винников рассказал о некоторых возможностях повышения экосознательности населения. Например, фонд уже выпускал брошюры-руководства для покупателей по выбору рыбы в магазинах. Кроме того, можно использовать накопленный WWF опыт по проведению природоохранных кампаний в масштабах страны. А председатель совета директоров медиахолдинга Fishnews Эдуард Климов с учетом объемов рыбы, добываемых российскими рыбаками, предложил открыть наконец в России полноценное подразделение MSC.
В целом участники встречи согласились с необходимостью создания рабочего органа. На заседании они обсудили проект положения о рабочей группе и ее возможный состав. Ожидается, что в течение месяца эти вопросы будут окончательно согласованы.
В тот же день состоялась ежегодная встреча для заинтересованных сторон, где рассматривалась информация о развитии MSC в глобальном масштабе, ситуация с сертификацией в России и взаимодействие с участниками цепей поставок.
Представитель MSC России Анисья Шепелева напомнила, что в 2019 г. планируется обновление стандартов Морского попечительского совета. «Уже сейчас есть некоторые темы, которые, возможно, будут включены в стандарты. Поэтому мы даем стейкхолдерам информацию для размышления, – рассказала она. – Практически целый год будут проходить обсуждения, и нашим компаниям стоит принять в них участие».
По словам Анисьи Шепелевой, не исключена и возможность организации отдельного семинара по лососю на Дальнем Востоке. «Много лососевых промыслов уже вступило в оценку, возможно, мы для них – для Камчатки и для Сахалина – сделаем такое мероприятие», – уточнила представитель MSC России.
Fishnews