Ждать ли повышения цен на креветку?
Подешевевшая для российского рынка тепловодная креветка из Китая осенью вновь поднимется в цене, считают эксперты Fishery Strategy Consulting. А вот индийский экспорт, по мнению FSC, может не вернуться на прежний уровень по стоимости.
Тепловодные креветки – один из наиболее распространенных и популярных видов морепродуктов. От холодноводных собратьев они отличаются большими размерами и более плотным мясом.Эксперты Fishery Strategy Consulting (FSC) изучили основные тенденции мирового рынка тепловодных креветок и их влияние на отечественный импорт.
«Цены на тепловодную креветку заметно снизились по многим направлениям. Для отечественного покупателя эта ситуация создает благоприятный фон для наращивания объемов поставок», – считает бизнес-консультант Fishery Strategy Consulting Левон Харатян.
В 2017 г. размер рынка российского импорта креветки в физическом объеме составил 37,9 тыс. тонн, или 243,5 млн долларов в денежном выражении. Стоит отметить, что поставки текущего года на 45% превышают прошлогодние показатели (за январь-апрель 2018 г. – 14,8 тыс. тонн, или 92,6 млн долларов). Спрос со стороны отечественных покупателей стремительно растет.
Поскольку ценность креветок повышается в зависимости от размера – чем крупнее креветка, тем она дороже, – для анализа эксперты FSC рассматривали три размерные группы продукта: крупные креветки (менее 50 шт. на 1 кг), средние креветки (от 50 до 100 шт. на 1 кг) и мелкие креветки (свыше 100 шт. на 1 кг).
Тепловодная креветка поставляется на российский рынок из стран Латинской Америки и Азии. Структура российского импорта демонстрирует сезонность поставок из разных регионов: креветка от азиатских производителей поступает преимущественно с июля по ноябрь, от латиноамериканских – с марта по июнь (диаграмма 1).
Значительную долю в объеме поставок из азиатского региона занимают Китай и Индия – в среднем 81%. Поскольку эти страны являются глобальными лидерами по производству тепловодной креветки, они оказывают значительное влияние на мировую динамику цен на этот вид морепродуктов.
Цена импорта тепловодных креветок из Китая в Россию за рассматриваемый период была ниже, чем из Индии. Однако при относительно одинаковых общих объемах поставок крупных креветок из Индии поступило в 3,3 раза больше, чем из Китая.
Крупные креветки у индийских производителей стоили на 4,7% меньше, чем у китайских. С креветками среднего размера ситуация обратная: китайская продукция оказалась дешевле в среднем на 15,3%. Мелкие креветки дороже у китайских поставщиков на 10% (диаграмма 2). При этом разница в цене между размерными группами может сглаживаться в связи с тем, что наибольшим спросом на рынке пользуются промежуточные размеры – от 30 до 80 штук на 1 кг (применимо к крупной и средней креветке) и от 80 до 130 штук на кг (применимо к средней и мелкой креветке).
Как уже отмечалось, основной сезон поставок тепловодной креветки из стран азиатского региона – это вторая половина календарного года, вплоть до декабря. В этот период цены имеют тенденцию к снижению, и на поставки из Индии это может повлиять сильнее, чем на поставки из Китая.
Для Индии – крупнейшего экспортера креветок в мире – основным рынком сбыта являются США. На долю российских покупателей приходится около 1% индийского экспорта. Именно по этой причине динамика цен здесь слабо связана с мировыми трендами: средние отпускные цены на импортируемую в Россию креветку в течение анализируемого периода выросли на 2%.
Иная ситуация с Китаем, который также входит в топ-10 мировых экспортеров креветки. Доля российского импорта занимает порядка 6% в физическом объеме. Отпускные цены на тепловодную креветку для российского рынка с января 2017 года по апрель 2018 года снизились на 14% – абсолютно в русле глобального падения цен.
По мнению экспертов FSC, отпускные цены с приходом осени в Китае также восстановятся. «От сезонности зависит многое: обычно цены на китайском рынке растут в сентябре-октябре. А вот индийский рынок может не справиться с проблемой низких цен в краткосрочной перспективе. Перепроизводство креветки в этой стране достигло таких масштабов, что цены могут не вернуться на уровень прошлого года. Необходимы административные меры по регулированию производства внутри страны, а также поиск новых рынков сбыта для индийских экспортеров», – считает Левон Харатян.
Полный текст читайте в рубрике «Крупным планом» на сайте Fishnews.