Белый медведь под прицелом
Вступило в силу подписанное в октябре 2000 г. соглашение между Россией и США о сохранении и использовании популяции белого медведя. Документ подтверждал взаимную заинтересованность сторон в сохранении чукотско-аляскинской популяции белого медведя и предусматривал их равную ответственность за это. Однако экологи опасаются, что впервые за 50 лет на Чукотке может начаться добыча этого охраняемого зверя.
За 7 лет, прошедших со дня подписания соглашения, экологическая ситуация в Арктике значительно изменилась – глобальное изменение климата и быстрое уменьшение льда сокращает возможности белого медведя для охоты на нерпу и выбора мест для устройства родовых берлог. По мнению экспертов, за следующие 50 лет площадь ледового покрова на Северном полюсе может сократиться почти на 42%, а число белых медведей в мире уменьшиться на 30%.
Конечно, вступление в силу Соглашения не означает автоматического начала охоты на белого медведя на Чукотке. Как сообщили Fishnews.ru, в пресс-службе российского филиала Всемирного фонда дикой природы (WWF), вначале двухсторонняя российско-американская комиссия должна рассмотреть программу сохранения этого вида и решить, выделять ли квоту на его добычу. В принципе, возможно и введение моратория на любое изъятие животных из этой популяции, как в нашей стране, так и в США.
«Мы очень мало знаем о численности чукотско-аляскинской популяции белого медведя, – комментирует научный руководитель проекта WWF «Медвежий патруль», ведущий научный сотрудник ВНИИ природы Андрей Болтунов. – Последняя экспертная оценка – 2 тыс. медведей, 10 лет назад размеры популяции оценивались в 2–5 тыс. особей. Без проведения полномасштабных учетных работ и выяснения реальной ситуации мы не можем говорить о выделении квоты на добычу».
В настоящее время охота на белого медведя официально полностью запрещена только в России и Норвегии, аборигены Гренландии, Канады и Аляски продолжают свой традиционный промысел. С учетом браконьерского отстрела северного хищника в России, на планете ежегодно погибает более 1000 белых медведей в год, считает директор региональных программ WWF России Виктор Никифоров. По его словам, уровень добычи абсолютно не учитывает темпы глобального потепления, увеличение естественной смертности и снижение темпов воспроизводства медведей. Потому необходимо как можно скорее выработать глобальную программу по спасению популяции белого медведя.