Российский рынок открыт для лосося
Ветеринарно-санитарные службы продолжают «теплеть» по отношению к норвежским экспортерам рыбопродукции. Так, разрешения Россельхознадзора на экспорт в Россию свежего и замороженного лосося и форели выданы еще 3 предприятиям, занимающихся разведением этих видов рыб. Общее же число норвежских компаний, обладающих правом поставок лосося и форели на российский рынок, достигло 16.
Получение соответствующего уведомления Россельхознадзора подтвердила накануне Государственная норвежская служба по надзору за пищевыми продуктами. Напомним, несмотря на введенные в 2006 г. ограничения на экспорт норвежской семги по причине повышенного содержания тяжелых металлов, наша страна по-прежнему остается крупнейшим покупателем рыбопродукции Норвегии, а объемы поставок лосося продолжают неуклонно расти.
В конце прошлой недели российские и норвежские власти также успешно договорились о переносе сроков вступления в силу решения об ограничении поставок норвежской сельди и макрели на российский рынок. Запрет на экспорт пелагической рыбы должен был начать действовать с 25 января. Теперь же, по словам министра рыбного хозяйства и по делам побережья Норвегии Хельги Педерсен, это может произойти не раньше марта. Как сообщил РИА Fishnews.ru руководитель инвестиционно-аналитичекой группы «Норге-Фиш» Тимур Митупов, Россия является главным рынком сбыта норвежской пелагической рыбы. Среди импортной сельди на прилавках магазинов норвежская составляет 85%, мойвы – 33%, скумбрии – 23%.
Комментируя сложившуюся ситуацию, директор по маркетингу Норвежского комитета по вопросам экспорта рыбы в России Юлия Сельесет выразила удовлетворение отсрочкой ограничений: «Мы надеемся, что как можно большее число экспортеров в будущем получит шанс работать с российским рынком. Потому, что эта связь достаточно старая, а сельдь является очень важным продуктом для России и большим сегментом экспорта Норвегии. В России нет достаточного количества сельди, чтобы удовлетворить спрос, и ситуация с ограничениями будет очень печальна в первую очередь для русских потребителей, ведь это доступный и здоровый источник белков и кислот омега-3. Россия – важный и большой рынок для норвежской сельди, и мы, конечно, хотели бы видеть здесь нормальное развитие отношений. Норвежская рыбная аквакультура – это современная и гибкая отрасль, которая быстро адаптируется и постоянно ищет новые рынки и новые возможности».
По мнению заместителя директора по качеству ООО «Норге-Фиш» Алексея Мазура, «меры по ограничению числа заводов-экспортеров пелагической рыбы в Россию, судя по всему, не смогут оказать существенного влияния на общий объем поставляемой рыбы и, соответственно, на ее цены, хотя, безусловно, окажут влияние на концентрацию и распределение «сил» в числе норвежских экспортеров сельди. Цены на сельдь по-прежнему будут зависеть от повышенного спроса и предложения. Учитывая степень развития норвежского производства, его возможности, качество и культуру, можно ожидать, что основные заводы, получившие права экспорта в Россию и поставляющие основную часть пелагической рыбы, смогут найти способ увеличить объемы. Поэтому если снижение объемов экспорта и произойдет, то оно будет кратковременным, как это было ранее с семгой и форелью».
«Сам факт переноса сроков ввода ограничений по заводам-экспортерам свидетельствует об осторожном подходе российских органов контроля к решению назревших проблем. Российская сторона прекрасно понимает необходимость удержания в стабильном состоянии количества пелагической рыбы на прилавках и, в то же время, дает норвежской стороне однозначно понять, что меры по контролю за безопасностью и качеством импортируемой в Россию продукции сохранятся и не ослабнут», – считает Алексей Мазур.