Вредный след от автомобильных шин протянулся до морей Арктики
Специалисты Дальневосточного федерального университета и РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина впервые изучили воздействие автодорог и частиц шин на Северный Ледовитый океан. Исследования подтвердили, что продукты износа покрышек проникают в находящиеся вдали от городов моря Арктики.
Работу проводили ученые департамента природно-технических систем и техносферной безопасности Политехнического института ДВФУ и кафедры промышленной экологии Губкинского университета.
Как сообщили Fishnews в пресс-службе ДВФУ, в течение трех лет исследователи изучали состояние окраинных морей Северного Ледовитого океана: Баренцева, Печорского, Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского. Специалисты отбирали пробы микропластика на морской поверхности, чтобы определить их состав и воздействие на биосферу.
«Чтобы оценить распределение и концентрацию микрочастиц, было отобрано более 100 проб воды в поверхностных водах арктических морей, проведена обработка и идентификация найденных частиц с помощью методов спектрофотометрии и выделены те из них, которые потенциально могут входить в состав шин», — рассказала доктор технических наук, доцент, профессор департамента природно-технических систем и техносферной безопасности ДВФУ Яна Блиновская.
Она добавила, что в преддверии активного развития и эксплуатации Северного морского пути такие исследования весьма актуальны.
Анализ проб подтвердил, что в моря Арктики попадают частицы, образующиеся в результате трения автомобильных шин с поверхностью асфальтированных дорог. Помимо полимеров и смол эти частицы включают примеси асфальта, бензина, автомобильных масел, лакокрасочных покрытий. Средняя масса частиц — 0,55 мг, размер — 1,2 на
«До сих пор физико-химические характеристики частиц шин и автодорог, попадающих в окружающую среду, не были описаны, что не позволяло найти способ борьбы с этими загрязнениями. Это важная задача, ведь загрязнение морей Арктики негативно влияет не только на морских животных, но и на здоровье жителей России и других стран. Изучение физико-химических характеристик частиц шин и дорог, попадающих в океан, открывает возможности для поиска способа их переработки. Это станет следующим этапом исследования», — подчеркнула заведующая кафедрой промышленной экологии Губкинского университета Елена Мазлова.
В пресс-службе обратили внимание, что частицы шин и дорог попадают в Северный Ледовитый океан из сибирских рек — Лены, Енисея, Колымы — и морских течений. Загрязнители становятся пищей для зоопланктона, который поедают более крупные рыбы, птицы и морские млекопитающие. Часть этих животных входит в рацион человека и добывается промышленным способом.
«Входящие в состав частиц шин и дорог компоненты влияют на геном живых организмов, нарушая размножение, рост и развитие животных, приводя к мутациям и злокачественным новообразованиям. Полиуретановый лак в составе частиц трансформирует процесс биосинтеза аминокислот в ДНК клеток», — отметили в ДВФУ.
Читайте также: Вред резинокрошки для морских обитателей проверяют ученые
Больше новостей читайте в телеграм-канале Fishnews.
Fishnews


