Таможня работает над оснащением
На минувшей неделе состоялось заседание коллегии Федеральной таможенной службы России. Первым вопросом повестки дня стала организация таможенного оформления и контроля в морских пунктах пропуска. Участники встречи рассмотрели ситуацию с ввозом на территорию РФ товаров водным транспортом, а это четверть всех товаров, перемещаемых через российскую таможенную границу.
В настоящее время в наиболее крупных и значимых в системе международных перевозок Российской Федерации морских портах (Новороссийск, Санкт-Петербург, Мурманск, Владивосток, Находка и др.) не установлены пункты пропуска, хотя фактически они функционируют. Существует и обратная ситуация, когда ряд морских пунктов пропуска установлены на территориях, не наделенных статусом морского порта. Как сообщили РИА Fishnews.ru в пресс-службе ФТС России, такое положение не соответствует требованиям законодательства и ставит таможенные органы в условия вынужденного нарушения требований Таможенного кодекса РФ.
Еще одной проблемой, осложняющей выполнение функций таможенных органов, является несоответствие обустройства морских портов требованиям, предъявляемым к пунктам пропуска через границу. Это и недостаточное техническое оснащение, и дефицит площадей под служебные помещения для государственных контрольных органов, и несоответствие транспортной инфраструктуры интенсивности грузопотоков, проходящих через порты.
В загруженности морских (речных) портов не последнюю роль играет субъективный фактор. Участники внешнеэкономической деятельности, как правило, подают документы, необходимые для осуществления таможенного оформления товаров не раньше чем через 4 дня после прибытия груза в порт. Это влечет за собой нарушение ритмичности работы таможенных органов, затоваривание складских помещений порта и, как следствие, недовольство самих предпринимателей.
Среди основных задач, направленных на ускорение таможенного оформления товаров в морских портах, на ближайшую перспективу наряду с совершенствованием правовой основы функционирования морских пунктов пропуска и развитием их материально-технической базы определено исключение из компетенции таможенных органов, расположенных в портах, функций по основному таможенному оформлению. Их прерогативой будет осуществление таможенных операций, направленных на обеспечение контроля разгрузки и перевалки прибывающих (убывающих) грузов, а также по выдаче разрешений на таможенный транзит. Непосредственное таможенное оформление товаров и транспортных средств будет осуществляться в так называемых «сухих» портах – терминалах, расположенных на некотором удалении от морского либо речного пункта пропуска.
Еще одним направлением совершенствования является разработка эффективного механизма осуществления «сквозного» таможенного контроля в порту. Предполагается создание в таможенных органах программного продукта, обеспечивающего автоматизированный учет судов и перевозимых на них товаров, и общероссийской базы данных судов, задействованных в международных перевозках. Это облегчит таможенный контроль судов, поскольку информационный обмен между таможенными органами и соответственно возможность получения информации станут более оперативными.