Последний вздох камчатского краба
Состояние запасов камчатского краба в Дальневосточном бассейне и возможности его промысла в 2008 г. рассматривались на Ученом совете ТИНРО-Центра. Согласно докладу заведующего лабораторией по изучению промысловых ракообразных Валерия Кобликова, ситуацию, сложившуюся с ресурсами краба на российском Дальнем Востоке, иначе как катастрофической не назовешь.
Если взять цифры за последние 20 лет, то в 1989–1993 гг. запасы камчатского краба на бассейне позволяли изымать в среднем 30,9 тыс. тонн, в 1994–1998 гг. – 28 тыс. тонн, в 1999–2003 гг. – 19,9 тыс. тонн, в 2004–2008 гг. – 4,2 тыс. тонн ежегодно. Только с 2000 по 2005 гг. допустимый вылов краба сократился более чем в 16 раз.
На 2008 г. ОДУ камчатского краба на Дальневосточном бассейне установлен в размере 3,462 тыс. тонн, что в полтора с лишним раза меньше прошлогодних показателей (5,631 тыс. тонн). Наиболее заметное снижение ОДУ произошло в Западно-Камчатской (на 1,861 тыс. тонн) и Камчатско-Курильской (на 0,707 тыс. тонн) подзонах. Оба района, составлявшие основу крабового лова, выведены из сферы воздействия промышленного лова в связи с четко наметившейся отрицательной динамикой запасов и пополнения вида. Установленные минимальные объемы ОДУ будут использованы только для проведения ресурсных исследований (НИР).
Катастрофическая ситуация с запасами краба не первый год наблюдается и в других районах промысла. Так, в Петропавловско-Командорской подзоне ОДУ в 2008 г. установлен в размере 5 тонн, Северо-Курильской зоне – 1 тонны, Южно-Курильской – 12 тонн, Восточно-Сахалинской подзоне – 11 тонн, Приморье – 75 тонн, Западно-Сахалинской – 21 тонны. Выделенные объемы также предназначены для проведения НИР. Промысел возможен только в Северо-Охотоморской подзоне, где разрешено добыть 2 тыс. тонн.
Как сообщил РИА Fishnews.ru ведущий инженер отдела бассейновых промысловых прогнозов и регулирования промыслов ТИНРО-Центра Василий Снытко, основная причина сокращения ресурсов важнейшего в хозяйственном отношении объекта, по мнению ученых, кроется в систематическом превышении допустимого вылова в результате безудержного браконьерства, не без попустительства рыбоохраны. Подавляющая часть камчатского краба по официальным каналам поставляется в Японию. Сюда же идет весь или почти весь браконьерский улов. Причем поставки последнего явно превышают законный экспорт.
В прошлом году в Стране восходящего солнца отмечались самые малые за последние 13 лет поставки камчатского краба – 7,562 тыс. тонн. В то же время ОДУ краба на 2007 г. был установлен в размере 5,631 тыс. тонн, из которых для промышленного лова предусматривалось 4,430 тыс. тонн. Разница в 3,132 тыс. тонн как раз и представляет собой не что иное, как перелов, или, говоря по-другому, браконьерский вылов. При этом подавляющую часть живого краба, сдаваемого российскими судами в порты Хоккайдо, составляют особи весом 1,2–1,3 кг, а в ряде случаев и меньше. В 2004 г. лишь 10% краба, выловленного в Татарском проливе и у берегов Приморья и поставленного на экспорт в Японию, имели «промысловые», то есть разрешенные Правилами рыболовства размеры, остальные 90 % составляли самки и молодь, добыча которых под запретом.
Значительное сокращение японского импорта камчатского краба в живом и свежеохлажденном виде из России в 2006–2007 гг. часто связывают с усилением контроля за промыслом. Однако в этом случае снижение поставок коснулось бы всех видов краба, например, краба-стригуна, чего не произошло. Напротив, объемы японского импорта стригунов из России в прошлом году не только не сократились, но даже несколько возросли в сравнении с 2006 г. Поэтому главной причиной отсутствия краба на японском рынке является сокращение его запасов в российских дальневосточных морях.
Ресурсы камчатского краба находятся в крайне депрессивном состоянии и требуют кардинальных мер для сохранения и восстановления популяции в тех районах, где это возможно сделать. Первоочередными мерами должны стать ужесточение контроля за промыслом и временное закрытие для промысла большинства (если не всех) районов его лова. Весомый вклад в возрождение крабовых запасов может внести искусственное воспроизводство.