Рыбаки требуют участия в работе над законом
ФЗ N 333 от 6 декабря 2007 г. «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов» закрепил право участия рыбацкой общественности в лице ассоциаций и союзов в подготовке важнейших отраслевых решений. Руководствуясь этим, ВАРПЭ направила ряд замечаний, касающихся подготовки очередных изменений в закон «О рыболовстве…» председателю думского Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Наталье Комаровой.
Как сообщили РИА Fishnews.ru во Всероссийской Ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ), данный федеральный закон затрагивает интересы свыше 3 тыс. пользователей водными биоресурсами (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), а также десятков тысяч рыбаков – членов экипажей, чьим трудом обеспечивается наполнение внутреннего рынка продукцией рыбного промысла. А потому рыбацкое сообщество заинтересовано в принятии законодательных норм, учитывающих интересы рыбаков.
В связи с этим, ВАРПЭ полагает необходимым и целесообразным донести до сведения законодателей позицию ассоциации в отношении принятого 2 июля 2008 г. в первом чтении законопроекта N 56060-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
Замечания касаются, в том числе, предложения по включению в Закон о рыболовстве понятий «уловы водных биоресурсов», «продукты переработки водных биоресурсов» и «переработка водных биоресурсов». По мнению ВАРПЭ, нынешняя трактовка понятия «уловы водных биоресурсов» не учитывает специфики биологических объектов аквакультуры (рыбоводства) и приводит к существенным противоречиям. Другие понятия – «продукты переработки водных биоресурсов» и «переработка водных биоресурсов» имеют технологический характер и относятся к законопроекту о техническом регламенте «Рыба, нерыбные объекты промысла и продукты их переработки. Производство и обращение». Поэтому из данного законопроекта их следует исключить. То же касается добавления в Закон о рыболовстве отдельной статьи «Переработка водных биоресурсов».
Пункт, предусматривающий учет экологических, социальных и экономических факторов, в том числе данных о переработке водных биоресурсов при определении объемов добычи (вылова) ВБР имеет декларативный характер, поскольку не содержит условий, принципов или механизмов учета этих факторов. Неэкономичным полагают в ВАРПЭ и намерение оснастить техническими средствами контроля (ТСК) все без исключения суда, работающие в море, независимо от их мощности и специализации, в том числе и маломерные суда. Такое положение ляжет тяжелым бременем как на владельцев таких судов, так и на федеральный бюджет, финансирующий содержание и функционирование систем контроля и ведения мониторинга флота.
Доработки требует и норма, запрещающая реализацию и переработку водных биоресурсов, добытых при осуществлении рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях. Куда должны быть направлены или каким законным образом использованы эти ресурсы в законе не прописано. Поэтому ВАРПЭ предлагает дополнить этот пункт нормой, устанавливающей после проведения научных работ сдачу водных биоресурсов «хозяйствующему субъекту, имеющему разрешение на пользование водными биоресурсами, по договору для последующей переработки или реализации». Средства, полученные таким путем, должны перечисляться в доход федерального бюджета.
Кроме того, по мнению ВАРПЭ, законопроект необходимо дополнить другими поправками. Это, в частности, касается Правил рыболовства (ст. 43.1) в части включения упоминания в них норм использования сырья при переработке водных биоресурсов вместо норм выхода продуктов переработки ВБР, договоров о предоставлении рыбопромысловых участков (ст. 33.3), в части установления ограниченных, исчерпывающих условий для вынесения рыбопромысловых участков на конкурс и т.д.