От охраны к возрождению
Россия может предложить прикаспийским государствам создать объединенные силы для охраны рыбных запасов Каспия, прежде всего осетровых. Об этом глава Федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний заявил журналистам по окончании совещания, прошедшего накануне в Махачкале. Базой для создания таких сил может стать Каспийская флотилия.
По его словам, особенно часто нарушения отмечаются на стыке территориальных вод прикаспийских государств. Как стало известно РИА Fishnews.ru, в материалах Государственной морской инспекции Пограничного управления ФСБ РФ по Дагестану указывается, что в Каспийское море с побережья Дагестана с целью браконьерского лова осетровых и других ценных пород рыб выходят около 5 тыс. маломерных судов, большинство из которых не зарегистрированы установленным порядком. При этом по документам все зарегистрированные плавсредства должны использоваться в спортивных и прогулочных целях. Однако выходы в море в основном осуществляются с целью лова рыбы осетровых и частиковых видов.
По данным пограничников, большинство браконьерских судов оснащены мощными двигателями, современными навигационными приборами и гидробуями, которые неразличимы в воде и их подъем осуществляется подачей акустического сигнала с борта лодки. Все это затрудняет задержание браконьерских бригад.
В докладе также отмечается, что утрата госмонополии на рыбный промысел создала благоприятные условия для развития крупномасштабного незаконного лова биоресурсов, в который в республике вовлечена значительная часть населения. В то же время, по официальной статистике, организации, имеющие квоты на добычу биоресурсов (в основном, различных видов каспийской кильки) не выбирают эту квоту даже наполовину, передает РИА Новости. Из-за неполного освоения квот республика в прошлом году не дополучила около 100 млн. рублей бюджетных средств. Кроме того, пограничники указывают на международный характер браконьерства, в который вовлекаются и граждане Казахстана.
В связи с этим ГМИ предлагает определить международно-правовой статус Каспийского моря и подписать соответствующую Конвенцию с другими прикаспийскими странами. Пограничники также предлагают запретить промысел и продажу осетровых и ужесточить административное и уголовное наказание за незаконный промысел.
По мнению Андрея Крайнего, создание на базе Каспийской флотилии объединенных сил прикаспийских государств будет способствовать сохранению исчезающей популяции осетров на Каспии. А после того, как будет искоренен теневой бизнес, в республике можно будет создать товарное производство осетра из выращенных на рыбоводных предприятиях мальков, уверен чиновник. Он также отметил социально-экономический эффект возрождения и развития в республике рыбохозяйственной деятельности, которая создаст тысячи новых рабочих мест. «Один человек в море дает работу семерым на берегу», – отметил глава ФАР.