Ловите рыбу, а не кабели
К проблеме повреждения подводных кабелей связи рыбопромысловыми судами привлек внимание на годовом собрании ВАРПЭ старший вице-президент ЗАО «ТрансТелеКом» Юрий Дубровский. Только ремонт волоконно-оптической линии связи, проложенной по дну Татарского пролива, соединяющего материковую часть России с островом Сахалин, в прошлом году, обошелся компании более чем в 2 млн. долларов.
Интересы пользователей морского дна во многом расходятся, у каждого свои цели, своя заинтересованность, но в общих интересах необходимо устанавливать и поддерживать сотрудничество по этому вопросу, сообщил РИА Fishnews.ru представитель Всероссийской Ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ).
В 2007 г. компания «ТрансТелеКом» построила подводную волоконно-оптическую линию связи через Татарский пролив, протяженностью 200 км, соединившую материковую часть России с островом Сахалин. Таким образом, интересы рыбаков и связистов как пользователей морского дна пересеклись.
Безопасность связи в нашем государстве регламентируется «Правилами охраны линий и сооружений связи Российской Федерации», введенные Постановлением Правительства от 9 июня 1995 г. N 578. Они определяют охранные зоны линий связи. В частности для морских кабельных линий этой зоной являются участки водного пространства по всей глубине от водной поверхности до дна, определенные параллельными плоскостями, отстоящими от трассы морского кабеля на 0,25 морских мили с каждой стороны.
Границы охранных зон на трассах морских кабельных линий связи обозначаются в местах выведения кабелей на берег сигнальными знаками, а трассы объявляются в «Извещениях мореплавателям» и наносятся на морские карты. В охранных зонах морских кабелей запрещается производить добычу рыбы, других водных животных, а также растений придонными орудиями лова. Судам запрещается бросать якоря, проходить с отданными якорными цепями, лотами, ловушками и тралами.
К сожалению, вопрос безопасной эксплуатации подводного кабеля на сегодняшний день не отработан и их продолжают рвать. В том числе и кабель «Материк – Сахалин», который был поврежден в результате воздействия на него придонных орудий лова, заявил представитель «ТрансТелеКома», отметив, что более 2/3 всех повреждений морских кабелей в мире вызвано рыболовной деятельностью.
Противодействие между кабелем и рыболовным судном представляет обоюдную опасность. Следствием захвата кабеля судном является потеря снасти, улова и времени. Существует большой риск опрокидывания судна в результате зацепа кабеля из-за слишком большой нагрузки на буксирный канат или буксирный трос. Ущерб предприятия связи исчисляется по фактическим расходам на восстановление линий с учетом потери тарифных доходов за это время. Ремонт подводного кабеля является трудоемкой и дорогостоящей операцией, требующей использования специализированного кабельного судна с его командой и обученного технического персонала для сращивания кабеля. Так, ремонт поврежденного кабеля «Материк – Сахалин» обошелся компании «ТрансТелеКом» более чем 2 млн. долларов.
Между тем, избежать или, по крайней мере, уменьшить опасность повреждения морских кабелей вполне реально. Наиболее эффективный способ – держать рыболовные суда как можно дальше от кабелей. Однако если рыболовные снасти судна уже оказались запутанными, очень опасно самостоятельно пытаться освободить их.
Во избежание «кабельных» конфликтов лучше всего точно знать местоположение волоконно-оптических линий и избегать таких районов. Морские кабели отмечены на всех картах, и если рыбаки будут исполнять элементарные требования безопасности и чаще сверять районы рыбопромысловой деятельности с «Извещениями мореплавателям», то в дальнейшем можно избежать инцидентов, приводящих к повреждению каналов связи.
Наряду с разъяснительными мероприятиями по пропаганде мер по сохранению линий связи «ТрансТелеКом» пошла на радикальные меры по защите морских кабелей. Для этих целей заключен договор с Камчатским центром связи и мониторинга по выявлению организаций и частных лиц, проводящих работы в охранной зоне подводных кабельных линий связи и вблизи нее. Данные Центра позволят, в режиме реального времени, просматривать всю трассу кабеля и определять маршруты и наименования судов. Это даст возможность оперативно влиять на обстановку вокруг кабелей.