Сахалинские рыбзаводы лишат квот?
Сахалинская прокуратура проверила соблюдение законодательства о рыболовстве в деятельности комиссии по регулированию добычи анадромных видов рыб. По ее итогам прокурор потребовал отменить решение о наделении лососевых рыборазводных заводов квотами на осуществление промышленного рыболовства и правом на постановку орудий лова для осуществления промысла лососевых пород рыб.
В соответствии с действующим законодательством добыча анадромных видов рыб осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании договора пользования рыбопромысловым участком. Сами объекты промысла и являющиеся средой их обитания водные объекты предоставляются в пользование указным лицам, на основании решения комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб, утверждаемого территориальным органом уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Комиссия также устанавливает объем, сроки, места добычи и иные условия промысла анадромных видов, утверждаемые терорганом.
В рамках своей работы в июле нынешнего года сахалинская комиссия приняла решение об утверждении мест установки орудий лова при промысле тихоокеанских лососей по Восточно-Сахалинской подзоне. При этом в перечень предприятий-пользователей были включены и лососевые рыбоводные заводы (ЛРЗ), 2 из которых – Ай и Арсентьевка находятся в частной собственности, остальные – в структуре ФГУ «Сахалинрыбвод» и не имеют рыбопромысловых участков. За лососевыми рыбоводными заводами были закреплены и места постановки орудий лова в 1 км в обе стороны от устьев рек, на которых расположены сами заводы.
В июле на очередном заседании комиссия утвердила распределение квот на вылов кеты на Юго-Западном Сахалине для осуществления прибрежного рыболовства в отношении лососевых рыборазводных заводов Калининский, Сокольниковский, Ясноморский, Урожайный в общем объеме 4 077,711 тонн.
Все решения были утверждены и руководителем Сахалино-Курильского территориального управления Госкомрыболовства.
Вместе с тем после проведения проверки прокурор признал указанные решения незаконными и противоречащими требованиям федерального законодательства. В частности, мотивируя свое требование, он отметил, что комиссия вправе регулировать отношения в сфере добычи анадромных видов рыб лишь между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Однако ЛРЗ, не имеющие рыбопромысловых участков, не являются субъектами данных отношений, а значит, не могут рассматриваться комиссией в пределах предоставленных ей законом полномочий. При этом наличие у государственных лососевых заводов договоров на воспроизводство тихоокеанских лососей не предоставляет им права на изъятие ВБР на рыбопромысловых участках, переданных в установленном порядке в пользование иным лицам.
Как пояснили РИА Fishnews.ru в пресс-службе Сахалинской прокуратуры, у государственных ЛРЗ вышеуказанное право возникает при строго определенном условии – в случае выделения соответствующим субъектом РФ квоты для регулирования численности лососевых. Вместе с тем в соответствии с ФЗ N 166 органами исполнительной власти субъектов РФ распределяются только квоты добычи (вылова) ВБР для организации любительского и спортивного рыболовства; квоты добычи в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности КМНС, а также промышленные квоты в пресноводных водных объектах.
Также, поскольку договором на воспроизводство тихоокеанских лососей заводам предоставлено право использования ставных неводов в целях регулирования, а не непосредственно добычи, для реализации данного права необходимо получить согласование с пользователем рыбопромыслового участка, в границах которого расположена базовая река рыбоводного завода.
Таким образом, наделение решением комиссии ЛРЗ квотами на осуществление промышленного рыболовства и правом на постановку орудий лова для промышленного вылова анадромных видов рыб при отсутствии рыбопромысловых участков противоречит требованиям федерального законодательства и существенно нарушает права лиц, имеющих договоры пользования соответствующими рыбопромысловыми участками. Все это повлекло обоснованные обращения последних в органы прокуратуры области и обострение социальной обстановки в рыбохозяйственной отрасли Сахалинской области.
В этой связи 22 июля по результатам проверки прокурором области внесено представление в адрес руководства региона и главы территориального управления ФАР об устранении нарушений требований федерального законодательства о рыболовстве в деятельности комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в Сахалинской области. Принимая во внимание ограниченные сроки лососевой путины на территории Сахалинской области, прокурор потребовал рассмотреть указанное представление и принять все возможные меры к устранению выявленных нарушений в десятидневный срок.