Регламент для ветеринарного контроля
ВАРПЭ обратилась в Росрыболовство с письмом, в котором предлагает разработать административный регламент санитарно-карантинного и ветеринарного контроля, который бы исключал проведение лабораторных исследований уловов ВБР в портах выгрузки продукции, при условии ее доставки из районов промысла с благополучной эпидемиологической обстановкой.
Поводом для обращения в Управление развития рыбопромыслового флота, портов и мониторинга Росрыболовства послужила подготовка перечня мероприятий, необходимых для реализации положений п. 3.2. ст. 19 ФЗ «О рыболовстве…», предусматривающих с 1 января 2009 г. обязательную доставку водных биоресурсов и продуктов их переработки на территорию Российской Федерации, сообщили РИА Fishnews.ru в ВАРПЭ.
Одной из важнейших составляющих оперативного и своевременного оформления судов и доставляемой в порты продукции морского промысла является оптимизация работы государственных контролирующих органов. При этом наиболее сложным, неопределенным, а потому уязвимым условием оформления уловов в портах является, по мнению Ассоциации, осуществление санитарно-карантинного и ветеринарного контроля.
Особенно остро стоит вопрос необходимости и оправданности оформления разрешительных документов ветеринарных органов на ввоз продукции морского промысла российского происхождения, т.е. произведенной на судах, плавающих под флагом Российской Федерации. «Считаем, что проверки такой продукции органами Россельхознадзора в портах ее доставки безосновательны и могут рассматриваться как навязанная услуга, цена которой – сотни тонн на сотни тысяч рублей изъятой для исследований рыбной продукции, расходы на которую отражаются на затратах предприятия, увеличивают цену реализации продукции, влияют на конкурентоспособность отечественной продукции морского промысла и в конечном итоге способствуют росту инфляции», – говорится в письме.
ВАРПЭ обращает внимание на отсутствие административного регламента подобного рода проверок. Это позволяет структурам Россельхознадзора проявлять безграничные властные полномочия, в частности в виде задержания до 2 недель и более ввозимой на территорию России рыбопродукции для проведения лабораторных исследований, с содержанием ее на таможенном складе и уплатой значительных средств за хранение. В тоже время отмечено, что за все годы подобных проверок российской продукции морского рыбного промысла не выявлено ни одного случая неблагоприятной морской эпидемиологической обстановки, послужившей основанием для запрета ввоза в страну рыбопродукции, добытой в этих районах.
На основании вышеизложенного ВАРПЭ предлагает рассмотреть вопрос принятия административного регламента исполнения Россельхознадзором государственной функции по выдаче разрешений на ввоз в Россию продукции морского рыбного промысла, произведенной на рыбопромысловых судах, плавающих под флагом РФ, из водных биоресурсов исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации, а также районов действия международных договоров, исключительных экономических зон и открытых частей Мирового океана.
При этом регламент должен предусматривать исключение проведения лабораторных ветеринарных исследований в портах выгрузки продукции морского промысла, доставленной из районов промысла с благополучной эпидемиологической обстановкой. В сомнительных случаях разрешение на ввоз продукции и ее дальнейшее использование должно быть обусловлено проведением необходимых лабораторных анализов по месту доставки груза.
Ключевым условием выдачи разрешений на ввоз уловов ВБР из районов промысла российских судов для ветеринарных служб должно стать эпидемиологическое благополучие этих регионов, полагают в ВАРПЭ. Принятие четкого и прозрачного функционального регламента деятельности органов ветеринарного контроля в отношении российской продукции морского рыбного промысла значительно снизит соответствующие затраты на продукцию, сократит время на оформление ее ввоза в страну, что в полной мере будет соответствовать постановлению Правительства Российской Федерации от 19 марта 2008 г. N 184.