К военным – с государственным лоцманом
Госдума РФ приняла в первом чтении проекты федеральных законов «О внесении изменения в статью 87 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации» (о порядке определения перечня портов с государственными лоцманскими службами) и «Устав о дисциплине работников морского транспорта» и «Устав о дисциплине работников внутреннего водного транспорта».
Законопроекты были представлены официальным представителем Правительства Российской Федерации, статс-секретарем – заместителем Министра транспорта Российской Федерации Сергеем Аристовым.
Как пояснили РИА Fishnews.ru в пресс-службе Министерства транспорта РФ, проект ФЗ «О внесении изменения в ст. 87 КТМ РФ» разработан в целях реализации Постановления Конституционного Суда и Правительства РФ в связи с жалобой международной общественной организации «Ассоциация морских лоцманов России» и автономной некоммерческой организации «Общество морских лоцманов Санкт-Петербурга».
В основу проекта положена концепция, одобренная в соответствии с разделом IX протокола заседания правительственной Комиссии по законопроектной деятельности от 27 марта 2006 г. N 11. В частности, новая редакция Кодекса не содержит определения морского лоцмана как работника лоцманской службы государственной организации. Исходя из необходимости признания полноправия государственных и негосударственных организаций по лоцманской проводке судов, предлагается воздержаться от законодательного регулирования данного вопроса.
Кроме того, из п. 2 ст. 87 Кодекса исключен абзац, устанавливающий, что негосударственные организации по лоцманской проводке судов создаются с учетом особенностей, определяемых постановлением Правительства, и требований, установленных Кодексом торгового мореплавания и иными правовыми актами Российской Федерации.
Новая редакция этого же пункта устанавливает, что в морских портах, имеющих смежные акватории с военно-морскими базами или пунктами базирования военных кораблей, а также морских портах, в которых перевалка опасных и вредных веществ составляет более половины грузооборота, лоцманская проводка осуществляется лоцманскими службами государственных организаций. При этом предусмотрено, что перечень морских портов, в которых лоцманская проводка осуществляется лоцманскими службами государственных организаций, устанавливается Правительством Российской Федерации.
«Некоторые морские порты (Мурманск, Владивосток, Новороссийск, Петропавловск-Камчатский, Астрахань и ряд других) имеют особо важное значение для обеспечения обороноспособности страны, так как в них расположены военно-морские базы и пункты базирования военных кораблей. В случае остановки работы негосударственной лоцманской организации возможно возникновение скопления судов на рейдах указанных морских портов, что представляет собой препятствие для выполнения задач Вооруженных Сил Российской Федерации, – пояснил собеседник агентства.
Создание в портах, имеющих стратегическое значение для экономики и обороноспособности страны, государственной организации (наряду с негосударственной) не может быть признано надлежащим подходом к урегулированию данной проблемы. Оказание лоцманских услуг относится к сфере деятельности естественных монополий, размер лоцманского сбора устанавливается компетентным органом государственной власти. Существование в таких условиях двух лоцманских организаций экономически нецелесообразно. Возникнет необходимость увеличения лоцманского сбора для покрытия расходов двух аналогичных организаций. Это увеличит расходы судовладельцев и снизит привлекательность российских портов».
Основаниями для разработки законопроектов «Устав о дисциплине работников внутреннего водного транспорта» и «Устав о дисциплине работников морского транспорта» являются статьи 189 и 330 Трудового кодекса РФ. При разработке законопроектов были использованы положения действующих в настоящее время уставов о дисциплине работников морского и внутреннего водного транспорта, прошедших проверку многолетней практикой применения.
Законопроекты помимо норм, определяемых Трудовым кодексом Российской Федерации, устанавливают, дополнительные основные обязанности работников морского и внутреннего водного транспорта по обеспечению безопасности мореплавания (судоходства), защиты и сохранности гидросооружений, предупреждению аварий и аварийных ситуаций; дополнительный вид поощрений за труд – награждение ведомственными наградами; дополнительные дисциплинарные взыскания и основания их применения.
«Принятие данных законопроектов позволит повысить уровень безопасности эксплуатации судов и иных технических средств на морском и внутреннем водном транспорте. Тем более, что все документы подготовлены с учетом мнения отраслевых профсоюзов и объединений работодателей, прошли согласование с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, получили положительное заключение Минюста России», – отметили в министерстве.