Арктика под угрозой новой нефтяной катастрофы
20 лет назад авария танкера «Эксон Валдиз» у берегов Аляски привела к одному из крупнейших нефтяных разливов в истории. Однако арктические страны так и не усвоили уроков двадцатилетней давности, считают защитники природы.
24 марта 1989 г. танкер «Эксон Валдиз» натолкнулся на риф Блай в заливе Принца Уильяма, в результате аварии в море оказалось более 40 тыс. тонн нефти (эквивалентно 125 олимпийским бассейнам). Во время спасательных операций удалось собрать только 2,8 тыс. тонн разлившейся нефти. Из-за нефтяного загрязнения пострадало более 2 тыс. км побережья, около 250 тыс. морских птиц и 2800 каланов, 300 тюленей, 250 белоголовых орланов, 22 касатки, популяции лосося и сельди.
Два десятилетия спустя следы нефти из танкера «Эксон Валдиз» по-прежнему можно увидеть на пляжах залива, несмотря на масштабные работы по ликвидации последствий разлива с участием более 10 тыс. человек и 100 самолетов и вертолетов. Произойди аналогичный разлив сегодня, его последствия для окружающей среды были бы ровно такими же разрушительными, считает Всемирный фонд дикой природы. Мир не сильно продвинулся в умении ликвидировать нефтяные разливы в Арктике.
«В силу природно-климатических условий в Арктике нефтяные разливы более вероятны, а последствия разлива труднее ликвидировать, чем в других регионах, – сообщил РИА Fishnews.ru Алексей Книжников, руководитель программы WWF России по экологической политике нефтегазового сектора. – В настоящее время разрабатываются новые технологии ликвидации нефтяных разливов в условиях Арктики, однако пока научные исследования не завершены и на практике новые технологии проверены не были».
На нашей планете есть места, которые слишком хрупкие и ценные, чтобы ими можно было рисковать, считают экологи. Воды и льды Арктики – это колыбель для планктона и мелких беспозвоночных, которые являются первым звеном в пищевой цепи планеты. WWF выделил три участка в Арктике, которые должны стать первыми зонами, свободными от нефтегазовых проектов. Это Бристольский залив на Аляске, Западно-Камчатский шельф в России и Лофотенские острова у северо-западного побережья Норвегии.
Российская нормативно-правовая база по ликвидации нефтеразливов не эффективна, считает WWF. Трагедия в Керченском проливе в ноябре 2007 г. в очередной раз доказала этот факт. В течение года после аварии танкера «Эксон Валдиз» США приняли федеральный закон «О нефтяном загрязнении» (Oil Pollution Act 1990). После разлива мазута в Керченском проливе WWF и коалиция НПО призвали российские власти принять аналогичный закон «О защите морей Российской Федерации от нефтяного загрязнения», однако до сих пор этого не произошло. Чтобы ускорить законотворческий процесс, Всемирный фонд подготовил основы концепции этого закона. На этой неделе концепция закона будет вынесена на общественное обсуждение и согласование в профильные министерства.
РИА Fishnews.ru