Сергей САКСИН: АДМ должна изменить отношение власти к рыбакам
В современных условиях отечественное рыбное хозяйство сталкивается с целым рядом вызовов. Проблемы имеются не только с продвижением продукции на внешних рынках, но и с незаслуженно негативным имиджем рыбаков в глазах собственного правительства, отметил в интервью журналу «Fishnews – Новости рыболовства» член совета директоров Преображенской базы тралового флота Сергей Саксин. В этом свете большое значение имеет деятельность представляющих отрасль объединений, самое крупное и известное из которых – Ассоциация добытчиков минтая.
– Сергей Владимирович, какую роль в управлении отраслью, на ваш взгляд, должны сегодня играть ассоциации и союзы?
– Сразу хочу отметить, что ассоциация выражает мнение определенной группы лиц, связанных общими интересами. Основная задача отраслевого объединения – доносить определенные проблемы и предложения по их решению до регуляторов и других органов власти; государству, в свою очередь, проще слушать мнение многих через одного представителя. Есть поговорка, что, когда собираются три юриста, возникают четыре мнения. Чтобы такого не происходило, консолидация идей и предложений – в обсуждениях, спорах – происходит на уровне ассоциаций, вся информация, которая собирается и отфильтровывается, выдается регулятору уже как мнение большинства. Конечно, если просто слушать каждого работника отрасли, то не хватит ни времени, ни возможностей переработать все позиции и почерпнуть истину, которую люди пытаются донести. Поэтому роль ассоциаций сегодня очень важна, даже огромна.
– Преображенская база тралового флота является одним из первых членов Ассоциации добытчиков минтая. АДМ удавалось защитить интересы, решить проблемы вашего и других рыбопромышленных предприятий?
– Во-первых, у ПБТФ не возникало глобальных проблем с регулятором и другими властными структурами. Но если говорить о защите интересов, то я могу привести, скорее, отрицательный пример: всем известна история, когда в конце 2012 года комиссия ФАС признала ряд рыбодобывающих компаний виновными в картельном «минтаевом заговоре». Мы пытались защитить собственные рынки от влияния иностранных компаний, а сами попали под обвинение в создании картеля. Эта позиция власти была для нас непонятна. И, к сожалению, ни ассоциация, ни компании, входящие в нее, не смогли защитить собственные интересы, тогда нас не услышали. Возможно, это связано с тем, что роль отраслевых объединений сегодня только формируется, пока нельзя сказать, что влияние ассоциации вышло на должный уровень. Я считаю, что работа в этом направлении должна продолжаться и продолжаться.
– В 2013 году после долгих усилий АДМ траловый промысел минтая в Охотском море был сертифицирован по стандартам Морского попечительского совета (MSC). После этого ваша минтаевая продукция стала продаваться лучше?
– К сожалению, сертификация на продажи не повлияла. Желания у нас были одни, а возможности оказались другими. Мы по наивности рассчитывали на честную конкуренцию на зарубежных рынках, но, как показала практика, сегодня такого в принципе не существует: каждая страна защищает собственные интересы и собственные рынки.
Сейчас это начинает происходить и в России, но «не благодаря, а вопреки». Введение санкций толкнуло развитие внутреннего потребления отечественных продуктов на более высокий уровень, эмбарго дало больший эффект, чем все попытки, точнее, псевдопопытки, которые предпринимались до этого. Фактически наши рынки были открыты для некачественной продукции и сегодня, кстати, продолжают быть открытыми. А MSC-сертификация не привела нас к тому результату, на который мы рассчитывали. Нам никто не открыл ни американские рынки, ни глобальные европейские. Как работали, так и продолжаем работать, ничего существенного в этом плане не произошло.
– То есть экологическая сертификация не изменила отношения за рубежом к российской продукции и ее поставщикам?
– Дело не в отношении, просто каждая страна, как американская, так и европейская, в первую очередь предоставляет приоритет своим производителям. А уже во вторую очередь, только если обнаруживается нехватка какой-либо продукции, она в небольшом нишевом диапазоне приоткрывает рынки для заграничных товаров. Нельзя сказать, что такая ситуация нас как-то сильно травмировала, не позволила получить более высокую цену на рыбу. Кроме того, мы все-таки устранили еще один фактор давления на российских производителей, пытающихся выйти на международный рынок.
– Как вы считаете, в перспективе можно чего-то достичь в этом плане, есть надежда?
– Увы, сегодня государство не защищает интересы собственных производителей (я, естественно, не имею в виду нефтяные и газовые компании). Могу сказать, что в продвижении бизнеса, которым занимаются рыбопромышленники, власть нас никак не поддерживает. Отечественные компании не защищены от давления, которое оказывают на рынки наши зарубежные партнеры, а тем более «не партнеры». Мы не участвуем в борьбе за место отраслевого бизнеса во внешней торговле, нас просто к этому не привлекают. Правительственные структуры не занимаются продвижением российской рыбопродукции за рубежом, нет даже соответствующей госпрограммы. Фактически рыбопромышленники находятся в свободном рынке.
– На каких направлениях, вопросах, по вашему мнению, должна сегодня сосредоточить работу Ассоциация добытчиков минтая?
– Минтай – самый главный ресурс отечественной рыбной отрасли, и география компаний, которые его ловят, охватывает весь Дальний Восток от Чукотки до Приморского края, это огромные по площади территории. Естественно, предприятиям необходима постоянная координация, взаимодействие. Как я уже говорил, проще всего это осуществлять на уровне ассоциации, когда представители всех добывающих компаний собираются вместе и обсуждают общие проблемы, стратегии развития. Ведь цели и задачи у всех минтайщиков одинаковы, и трудности, которые возникают, как правило, одни и те же.
Мы пока не можем изменить отношение государства к рыбакам, показать, что они – активная часть населения, работающая в тяжелейших условиях вдали от дома. Рыбопромышленники пытаются, в том числе через ассоциацию, через СМИ, объяснить, что пора власти изменить отношение к своим гражданам, занятым в очень важной отрасли. Нужно рыбакам помогать или хотя бы в каких-то моментах не мешать. С этой миссией и должна справиться Ассоциация добытчиков минтая.
Я считаю, что главной целью АДМ должно стать продвижение не только нашей продукции, но и наших идей, позиции в обществе, создание позитивного образа рыбаков. Часто говорят, что эта отрасль непрозрачна, называют нас браконьерами. Причем заявляют такое в основном люди, которые находятся в стороне от рыбного хозяйства и не очень понимают, что в нем происходит. Конечно, хотелось бы донести до власти и народа правду, показать, что мы открыты, что мы полноправная и важная часть общества. И не самая худшая, несмотря на то что нас регулярно пытаются смешать с грязью, как-то дискредитировать.
Алексей СЕРЕДА, журнал « Fishnews – Новости рыболовства»