Газета "Рыбак Сахалина"
28 апреля 2016 года

​После эфира. Как чиновники запутали главу государства

На прямой связи Президента России В. В. Путина с народом, состоявшейся 14 апреля сего года, были затронуты и проблемы рыбной отрасли. Одна из них – задержка оплаты работникам рыбокомбината на Шикотане – охотно комментируется в СМИ и быстро нашла свое положительное решение. Что же касается других высказываний президента по принципиальным вопросам развития рыбной отрасли, то чиновники, да и рыбацкие адмиралы, пока держат паузу – не комментируют их. Видимо, тщательно изучают смысл, сказанного.

Президент сказал (цитируется по стенограмме):

"По поводу того, что наши заводы не загружены и там рыба китайская. Сегодня ведь что происходит? Сегодня рыба, которая доставляется на берег, и она должна была бы перерабатываться на наших предприятиях, она доставляется в замороженном виде. Она берега касается, ее оформляют, сразу перегружают или в этом же судне увозят на экспорт, а потом как китайская поступает на наши предприятия. Смысл изменений в закон, который готовят, заключается в том, что рыба должна доставляться на берег в свежем либо охлажденном виде. Тогда по экономическим соображениям, как говорят эксперты, работающие в этой сфере, замораживать и куда-то отправлять уже невыгодно, по деньгам невыгодно. Есть надежда на то, что это пойдет как раз на наши предприятия. Более того, квоты предлагается давать тем, кто занимается именно такого вида деятельностью, и 70 процентов – именно тем предприятиям, которые используют свои собственные суда. Те, кто будут выполнять эти условия, им как бонус будут давать дополнительную квоту 20 процентов от того, что они имеют, а те, кто нарушат это соглашение с государством, будут лишаться квот вообще. При этом 20 процентов предполагается направить на инвестиционную деятельность. Вы сказали, что у нас суда стареют, а именно из этих 20 процентов 5 – для вложения в инфраструктуру на берегу, и 15 процентов для того, чтобы строить новые суда, так называемые квоты под киль. Все это должно быть принято правительством окончательно в виде проекта закона. Там идут бесконечные сейчас согласования между различными ведомствами, но я исхожу из того, что этот проект закона превратится уже в закон, принятый Государственной Думой в весеннюю сессию этого года".

Редакция сайта «Рыба Камчатского края» попросила ветерана рыбной отрасли России, экс-заместителя министра рыбного хозяйства СССР В.К. Зиланова прокомментировать это, по существу, прямое указание президента федеральным органам власти по внесению в Госдуму законодательных поправок по вопросам рыбной отрасли.

Комментарий В. Зиланова:

Прежде всего, сказал он, хочу, исходя из ответа Путина, обратить внимание на то, что те, кто готовил президенту материалы по проблемам рыбной отрасли к прямому диалогу, сами не разбираются в существе вопроса. Не разобрались они и в тех поручениях президента от 19 октября 2015 года по рыбным проблемам, которые он дал им по итогам рассмотрения на заседании Президиума Госсовета. А такие материалы по рыбной тематике к прямому диалогу президента, как правило, готовят высшие чиновники Минсельхоза и Росрыболовства. И, судя по ответу президента, они, чиновники, полностью сумели запутать и главу государства.

Ну как, спрашивается можно всю рыбу, выловленную нашим флотом, доставлять на береговые предприятия только "… в свежем либо охлажденном виде"? Это что получается, все 4,3 миллиона тонн надо доставлять на берег в свежем или охлажденном виде? И ни килограмма в замороженном виде? Полнейший абсурд! "Эксперты, работающие в этой сфере…", которые готовили материалы для прямой линии и на которых ссылается В. Путин, возразят мне – дескать, передёргиваешь, Зиланов, – мы имели ввиду вылов только при прибрежном рыболовстве, и… Президент оговорился. Допустим, что это так. Но и в этом случае абсурд! Как можно по Северному бассейну, например, доставить на берег весь вылов в свежем или охлажденном виде, а это 35 - 40 тысяч тонн прибрежного рыболовства, который ведется в ряде случаев на удалении в 150 миль от берега? Вот поэтому часть уловов прибрежники замораживают и доставляют на наши же рыбоперерабатывающие предприятия. Что же касается Дальневосточного бассейна, то его объёмы прибрежного рыболовства достигают 400 - 500 тысяч тонн, и здесь тоже без заморозки части вылова не обойтись.

Напомню "экспертам, работающим в этой сфере", что всё это ранее уже вводилось в законодательном порядке, была такая норма. Результаты её применения были плачевные. Госдума по настоянию губернаторов и рыбаков-прибрежников, была вынуждена отменить эту норму. Что, сейчас «эксперты» вновь предлагают наступать на старые грабли?

Или: что за формула – давать квоты тем, кто занимается этим видом деятельности и использует собственный флот, и они будут получать в виде бонуса дополнительную квоту в 20 процентов от того, что они имеют? При этом ещё 20 процентов направлять на инвестиционные цели. Все эти выдумки чиновников-"экспертов" любительского управления рыбной отраслью, к сожалению, попали в прямой эфир. Запутали, в результате, президента, слушателей, внесли смуту в среду рыбацкую и всех, кто причастен к рыбной отрасли. Стреляться теперь надо этим нерадивым чиновникам – тем, кто консультировал президента по таким ответам. Ну, как минимум, подавать заявление о добровольной отставке.

И все же, оставим на время эти "рыбные грехи" Минсельхоза и Росрыболовства и обратим внимание на главный посыл – упрёк, высказанный Путиным федеральным чиновникам. А он, этот посыл, заключается в следующем: "Всё это должно быть принято правительством окончательно в виде проекта закона. Там идут бесконечные сейчас согласования между различными ведомствами, но я исхожу из того, что этот проект закона превратится уже в закон, принятый Государственной Думой в весеннюю сессию этого года". Почему так длительно идет согласование вносимых Росрыболовством законопроектов? Во-первых, они подготовлены некачественно и не в соответствии с поручениями президента. Во-вторых, Росрыболовство и особенно его руководство не сумело завоевать авторитет среди федеральных органов, не говоря уже о значительной части рыбацкого сообщества. В-третьих, функции Росрыболовства ограничены, к тому же – многие из них распределены по другим федеральным органам. Вот все они и " рулят" рыбой. Другими словами, налицо управленческий кризис отраслью на федеральном уровне. Несомненно, что об этом знает правительство и администрация президента, но решений по исправлению ситуации не принимают. Полагаю, надеются на русское: авось само рассосется. Смею заверить "не рассосется". Завалят всё, что только можно, включая и поручения президента.

Дело в том, что прошло уже полгода с момента появления поручений президента. Ни одно из принципиальных его положений не только не выполнено, но нет даже согласованных законопроектов между федеральными органами власти, не говоря уже о согласовании их с отраслевыми союзами и ассоциациями. Последних Росрыболовство решило просто игнорировать, поскольку по ряду принципиальных вопросов союзы, ассоциации не согласны с позицией чиновников.

Замечу, что в своем выступлении на прямой линии президент Путин не говорил, что следует лишить квот тех, кто является добросовестным, эффективным и традиционным пользователем. Он говорил о лишении квот тех, кто "…нарушает соглашение с государством…", не выполняет взятых на себя обязательств. Это очень важное его замечание, которое постоянно игнорируется руководством Минсельхоза и Росрыболовства в своих проектах нового закона.

«Рыбак Сахалина» № 16 от 28 апреля 2016 г.