Что за комиссия, Создатель!
Сразу скажу, что несколько лет назад этот заголовок уже использовался в нашей газете. Но по другому поводу. А теперь он касается непосредственно комиссии по анадромным.
В прошлом году первое заседание комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в Сахалинской области состоялось 24 февраля – она решала все вопросы, связанные с промыслом корюшки азиатской и гольцов (определение сроков начала и окончания, объёмов добычи для прибрежного и промышленного рыболовства, мест добычи и т. д.). И с этого дня рыбопромышленники имели полную информацию о том, что их ожидает. В нынешнем году первое заседание комиссии – и тоже по корюшке и гольцам – было также 24-го числа, но ровно на месяц позже, 24 марта.
Большой беды данное обстоятельство, к счастью, не принесло, но доставило рыбакам, собиравшимся ловить корюшку, немало волнений, не знавших, что день грядущий им готовит. Так кто и с какой целью решил поиграть на нервах рыбаков?
О том, что у нас в стране неимоверно раздуты чиновничьи штаты, но при всём при этом в аппаратах не хватает специалистов, которые могут благоприятно повлиять на состояние дел в реальной экономике, не знает только ленивый. Люди приходят на работу, с трудом высиживают нужные часы, не представляя, чем бы убить время. С работы-то не уйдёшь (кто сам откажется от хороших денег!), и вот от нечего делать начинают что-то выдумывать.
На городском южно-сахалинском уровне предлагают, например, в очередной раз снести газетные киоски, потому что кому-то вдруг не понравился их внешний вид, а взамен требуют установить нечто вроде собачьей конуры, куда ни киоскёр, ни печатная продукция не поместятся. В фискальных органах ежегодно без видимых причин меняют формы отчётов. Органы статистики, не разбираясь в специфике работы, требуют, например, от организаций культуры, как и от промпредприятий, предоставлять не менее двух десятков бланков, в которых гуманитарии должны отчитываться о том, как они внедряют в производство инновации и энергосберегающие технологии, как экономят ГСМ и т.д. Бухгалтеры, вынужденные подчиняться фактически издевательствам подобных, скажем так, бездельников, изображающих за наши деньги бурную деятельность, злятся и в хвост и в гриву клянут за это всю нашу власть вместе с президентом и премьером. Но вот те, кто создаёт такую чехарду с бланками и наносит народу морально-нравственный вред, остаются в тени: они никому неизвестны. А высшие должностные лица страны у всех на виду, и по ним наносится основной удар.
Недалеко, считаю, ушли и наши родные вышестоящие органы в лице Федерального агентства по рыболовству и Минсельхоза. Слишком далеки они от реальных проблем и запросов производственников, которые добывают, выращивают и обрабатывают рыбу. Да, я понимаю, что в ФАРе, например, по сравнению с советским Минрыбхозом почти не осталось специалистов отрасли, а во многом рулит непрофессионализм и маниловщина, от которых страдает дело. Ну о чём тут рассуждать, если некоторые высокопоставленные люди этого отраслевого ведомства не верят, что кета возвращается на нерест в ту речку, из которой ушла в море! Вот и приходится им вместо конкретных дел заниматься непонятным бумаготворчеством, которое вызвало немало вопросов и привело к тому, что первое в этом году заседание анадромной комиссии состоялось на месяц позже, чем в 2017 году: новая комиссия не была утверждена, а прежний состав не имел права принимать какие-либо решения.
17 августа 2016 года Минсельхоз России внес некоторые изменения в порядок деятельности данных комиссий, утверждённых приказом министерства от 8 апреля 2013 года № 170. Изменения, на мой взгляд, весьма неоправданные, зато хорошо свидетельствуют о том, что в Росрыболовстве нет понятия о том, как сейчас на практике происходит предоставление сведений о вылове тихоокеанских лососей – страшно далеки чиновники от отрасли.
Но если московские чиновники новым приказом решили прибавить рыбакам пустопорожней работы, то этого они добились.
Всё понять можно, если знать цель.
А вот уж совсем непонятно, с какого перепугу Минсельхоз решил, что «число членов Комиссии, замещающих должности федеральной государственной службы Российской Федерации, должно составлять не менее двух третей от общего числа членов Комиссии». В итоге, как видно из опубликованного выше списка, в её составе теперь 27 человек. В прежнем было двадцать и то нередко возникали проблемы с кворумом – отменять заседания, конечно, не приходилось, но ждать появления ещё одного человека, чтобы было 11, случалось. Кворум для нового состава – 14 человек. Как он будет достигаться – вопрос. Кстати, на первое заседание пришло аж 15 человек. Видимо, такая явка произошла только потому, что людям стало любопытно, а сколько же их из 27-ми будет.
Но не это, впрочем, самое главное. А главное то, что из комиссии по анадромным видам рыб изгнаны представители рыбопромышленников – их теперь только трое, и они, заметьте, названы в данном приказе Минсельхоза в самом конце списка. Может быть, совсем от них собирались избавиться? Отныне регулированием промысла анадромных видов рыб (лососёвые, корюшка) будут заниматься федеральные чиновники, которые, как известно, в большинстве своём – вовсе не специалисты рыбного дела. И, по большому счёту, им глубоко безразлично, как идет промысел лосося и с какими проблемами он в данное время сталкивается.
Не имею конкретно никого в виду, но скажите, пожалуйста, зачем в комиссию включили представителя Россельхознадзора? Как он будет заниматься вопросами добычи?
Зачем в комиссии столько представителей силовых структур? Если они сразу после заседания выедут на места и будут ловить браконьеров – я это приветствую. Но ведь не поедут. А при голосовании, как обычно, будут воздерживаться. Потому что не специалисты, а мешать рыбакам не хотят – я всегда приветствовал такую их осторожную позицию, раз оказались волею Минсельхоза в составе комиссии. Теперь воздержавшихся будет больше. А что, у них других дел нет, кроме как штаны на заседаниях комиссии протирать?
Ну а уж по поводу массового представительства в комиссии работников Сахалино-Курильского территориального управления Росрыболовства – тут просто слов нет. Для полного комплекта не хватает в ней только уборщиц теруправления, а так чуть ли не весь аппарат присутствует. Утрирую, конечно, но работать-то в офисе кто будет, разрешения и прочие бумаги выписывать? И так в СКТУ работы невпроворот, а тут ещё заседания.
И вообще анекдотичная ситуация получается – многочисленные сотрудники СКТУ во главе со своим руководителем принимают решения, а потом, у себя в кабинете, тот же руководитель думает, утвердить это решение или нет.
Господа Ткачёв (Минсельхоз) и Шестаков (Росрыболовство), вы хоть понимаете, какой приказ подписали? Народ потешается.
В пояснительной записке к приказу говорится, что увеличение представительства федеральных государственных служащих необходимо для соблюдения интересов государства, сохранения и рационального использования ресурса. Даже не знаю, что сказать по этому поводу. Но фраза, считаю, оскорбительна в отношении тех, кто не является чиновником, но честно выполняет своё дело.
Чиновник – гарант соблюдения интересов государства? Это слишком смелое заявление, если учесть многочисленные посадки федеральных государственных служащих по стране и у нас в области (вспоминаю, как отправили несколько лет назад в места не столь отдалённые «погонного» члена нашей комиссии по анадромным . И в Росрыболовстве имелось достаточно кадров, для которых интересы собственного кармана были выше интересов государства). Конечно, не все госслужащие и военные такие, но проводить резкую моральную грань между простыми тружениками и федералами я бы не решился, в отличие от авторов приказа.
Хорошо бы ещё знать, какой «специалист» предложил все эти изменения. Ведь не сам же министр Ткачёв и его заместитель Шестаков сочиняли сей приказ.
В. КАНТЕМИРОВ. «Рыбак Сахалина» № 12 от 30 марта 2017 г.