Шейте тапочки!
Потомственный рыбовод Геннадий Тимофеевич Кочетков говаривал так: «Я никогда не шил тапочки и никогда не буду учить, как их шить. Но я кое-что понимаю в воспроизводстве, поэтому могу разговаривать на эту тему и давать какие-то свои советы.Чтобы хоть что-то понимать в воспроизводстве, надо иметь хотя бы минимум образования. А те, кто не имеет образования, пусть не советуют, как разводить, а идут шить тапочки».
Золотые слова! Подобное можно высказать в адрес всех, кто пытается вмешиваться в дела, в которых ничего не понимает в силу отсутствия соответствующего образования и опыта.Раньше такие вот якобынеравнодушные любили влезать, например, в дела сельскохозяйственные, отчего-то считая себя признанными знатокамиэтих вопросов. Ну а уж сколько знатоков в области медицины!Все знают, как надо лечить! Но только, заболев, идут к тем же врачам, которые, якобы, ничего не умеют. «Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны!».
А несколько лет назад многих сахалинцев с подачиодиознойорганизации, называющей себя экологической (интересно, есть ли в ней специалисты-экологи?)охватило поветрие – считать виновниками всех проблем лососёвого промысла рыбоводные заводы. Дескать, они уничтожают рыбий генофонд, их эффективность, мол, низка (не сознавая, что эффективность – низкая или высокая– всё равно имеется, это в любом случае плюс), поэтомунадо прекращать их строительство.
Причиной раздуваемого «экологами» негатива стала, скорее всего, перепечатанная ими из американского источника статья о вреде искусственного воспроизводства, которое влияет на генофонд дикого лосося.Вот только одна беда – не от большой, видимо, грамотности местные борцы за лососёвую «чистоту» спутали садкового лосося, который выращивается в изолированных садках с применением антибиотиков и гормонов роста, с тем, который проклюнулся из икринки на лососёвом заводе, а потом был выпущен в океан на «вольные хлеба».И у нас, и США такой лосось считается диким, потому что растёт и нагуливается в естественных условиях обитания.
Лишившись американских грантов, эта организация, как вижу, заметно снизила свою активность, но вброшенные ею то ли по недомыслию, то ли по чьему-то указанию зёрна недоверия проросли. И часть сахалинцев и некоторые не обременённые высоким образованием рыбопромышленники до сих пор уверены о том, что рыбоводные заводы несут вред.
Да что там простые люди, если порой из уст высоких должностных лиц областного правительства приходится слышать слова о том, что, мол, на Камчатке рыбоводных заводов всего-ничего, а уловы лосося растут! Ну а капризы природы, то, что на юге Аляски уловы тоже сильно сократились, в расчёт не берут.
В общем, некоторым лучше было бы шить тапочки, нежели рассуждать на тему воспроизводства. А речь о проблемах лососеводства пусть ведут специалисты.
29-30 мая в здании СахНИРО под эгидой Росрыболовства проходила научная конференция «Искусственное воспроизводство тихоокеанских лососей на Дальнем Востоке России». Председателем на ней был заместитель министра сельского хозяйства РФ – руководитель Федерального агентства по рыболовству В. И. Шестаков. На конференции были заслушаны 18 докладов по различным аспектам лососеводства, в том числе по международному опыту воспроизводства. В её работе приняли такжеучастие представители рыбоводных заводов разных форм собственности.Доклад на тему «Проект Стратегии развития искусственного воспроизводства в Российской Федерации на период до 2030 года»сделал заместитель руководителя ФАР В. И. Соколов. Новый документ должен определить основные направления этой деятельности в стране.
- Это очень важное для нас событие, – отметил вице-президент Ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской областиП. С. Колотушкин. – Выступающие привезли с собой опыт разведения тихоокеанских лососей по всему дальневосточному региону. Да, у Сахалинской области в этом отношении самый большой и богатый опыт, нигде нет такого количества заводов, как у нас. Но чтобы глаза не были зашорены, важно было послушать и остальных. Речь шла не только о чисто практических, так сказать, вопросах разведения, но и о многом, что так или иначе связано с проблемой и что периодически всплывает в разговорах. Например, о сравнительной характеристике молоди дикой и заводской горбуши в связи с проблемой её выживания, о мечении как инструменте изучения лососей и управления их запасами, об экономической стороне строительства и эксплуатации лососёвых рыбоводных заводов и т.д.
В проекте решения конференции говорится о необходимости повышения качества воспроизводства тихоокеанских лососей для повышения качества промыслового возврата.Показатель промыслового возврата планируется заложить в отраслевую госпрограмму. «Мы хотим в качестве показателя брать не только объём выпуска, но и промысловый возврат, –сказал В. И. Соколов. – Причём именно состояние популяций, по которым осуществляется воспроизводство». Как это будет делаться, покажет время. Но то, что внимание к работе рыбоводных заводов повысится – это несомненно. Потому что на них делается большая ставка.
Главный итог конференции – искусственное разведение необходимо, и его надо развивать с обязательным научным сопровождением. В проекте решения говорится: «Считаемважным элементом Стратегии рациональной эксплуатации тихоокеанских лососей на Дальнем Востоке деятельность лососевых рыбоводных заводов – как государственных, так и частных».Ну а другого, честно говоря, и не могло быть. Даже при слабой, как говорят некоторые критики, эффективности лососёвых рыбоводных заводов, только благодаря их работе область добивается небывалых по сравнению с 60-70-80-и годами уловов. Если в семидесятые годы вылов в 30 тысяч тонн считался очень хорошим, то нынешние 100 тысяч, как, например, в 2017-м, многие считают чуть ли не провальным. Так что, прежде чем критиковать и охаивать, надо определиться с точкой отсчёта – от чего плясать будем. Всё постигается в сравнении.
Руководитель Росрыболовства поручил до конца июля доработать Стратегию искусственного воспроизводства и утвердить её на заседании совета директоров отраслевых научно-исследовательских институтов.
В. КАНТЕМИРОВ. «Рыбак Сахалина» № 22 от 7 июня 2018 г.