Газета "Рыбак Сахалина"
07 февраля 2019 года

​Новации в прибрежке обкатывает навага

На дворе февраль, и уже можно поговорить о некоторых результатах начавшегося в этом году рыбного промысла. А поскольку у жителей Сахалина сейчас самый большой интерес вызывает навага, то сделаем некоторый акцент на добыче этого широко востребованного вида водных биологических ресурсов.

Напомним, основной вылов выделенных объёмов наваги предприятия области осуществляют на восточном побережье Охотского моря и в Татарском проливе, где организован специализированный промысел этой рыбы и разрешено добыть в общей сложности 4912,8 тонны.

В Охотском море этот объект жёстко зафиксирован рамками общего допустимого улова, это 3995 тонн, и осваивают его только те компании, которые имеют на этот ресурс соответствующие доли квот.

В Татарском проливе установлен рекомендованный объём, 917,8 тонны наваги, и там наличие квот не требуется. Добытчики работают по заявочному принципу, могут претендовать на любой объём добычи, не превышающий общую рекомендованную величину. Поэтому список участников промысла наваги на западном побережье, практически, не ограничен.

На сегодняшний день общий вылов наваги в Сахалинской области приближается к 4000 тонн. Традиционно основной объём взят экипажами судов в заливе Терпения. Это более 3500 тонн. То есть, почти весь ресурс, выделенный на Восточно-Сахалинскую подзону. После полуночи 29 января зашедшие в устье реки Поронай малые рыболовные сейнеры с уловом наваги поставили точку траловому промыслу этой рыбы в заливе.

В этой акватории прекрасно сработали предприятия, которые являются членами ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области. Такие основные пользователи, как СПК «РК «Дружба», ООО «Поронайский зверосовхоз» и ООО «Рыбак».

Как сказал вице-президент АРСО Павел Колотушкин, при стабильных подходах нерестовых скоплений наваги и, в целом, хороших погодных условиях для них путина сложилась удачно благодаря качественной подготовке добывающего флота и береговых мощностей. Естественно, свою решающую роль сыграли руководители предприятий, опытные капитаны малых рыболовных сейнеров и их экипажи. В свою очередь, сотрудники профильной ассоциации позаботились об исчерпывающем информировании предприятий по всему кругу вопросов, касающихся большого блока изменений федерального законодательства по прибрежному рыболовству.

– Наши компании, – подчеркнул Павел Колотушкин, – своевременно оформили в СКТУ разрешительные документы на промысел, потому что грамотно сориентировались по новациям в законах и, в целом, чётко выполнили все необходимые нормативные коррективы, указанные в распоряжениях Росрыболовства.

Такого же мнения председатель СПК «Рыболовецкий колхоз «Дружба» Леонид Долгушин. Он сказал, что промысловая обстановка в заливе Терпения позволила работать экипажам малых рыболовных сейнеров в хорошем ритме. В принципе, дальнейшее ведение добычи наваги ограничили лишь рамки ОДУ. Сейчас, отметил председатель, нам очень важно реализовать готовую продукцию из наваги по договорам с потребителями. В основном рыбу, замороженную естественным способом на ледовых площадках.

– Часть свежемороженой наваги поставляем в Южно-Сахалинск и самостоятельно продаём населению по вполне доступной цене, – отметил руководитель. – Этот товар пользуется хорошим устойчивым спросом. Но на сахалинском рынке полно спекулянтов, которые по дешёвке скупаютне законно добытую и неучтённую рыбу. На Поронае и Таране так ловят навагу вентерями. Обещанного контроля за промыслом вреках нет.Браконьерский и часто некачественный продукт массово поступает в продажу под брендами ведущих компаний.

Учредитель и генеральный директор ООО «Поронайский зверосовхоз» Максим Другов напомнил, что в течение последних четырёх лет общий допустимый улов наваги в Восточно-Сахалинской подзоне наука системно снижала. Путина этого года показывает, что численность популяции восстановлена, уже можно обоснованно повышать уровень общего допустимого улова.

В то же время, Максим Другов считает, что регуляторам пора ввести более жёсткие ограничения промысла наваги, вплоть до его закрытия в реке Поронай, куда крупная нерестовая рыба заходит активно питаться и откладывать икру. Вентерями её попросту выбивают, и этим уже сильно подорван генофонд вида. Необходимость принятия таких жёстких мер подтверждают результаты тралений – в заливе Терпения в общей массе наваги заметно преобладала рыба мелких и средних размеров.

Между добытчиками и контролёрами со стороны пограничников возникли трения во время взвешивания уловов с судов на берегу в Поронайске. Как объяснили в АРСО, представители Государственной моринспекции в этом году фиксировали показания динамометров без поправочного коэффициента на стечку воды. Пользователи ВБР этот коэффициент, как всегда, учитывали. Потому что при каждом взвешивании каплёра накопленная и часто смёрзшаяся в массе рыбы морская вода добавляет весьма приличный вес. По факту чистой рыбы в данном объёме меньше и, без учёта на стечку, предприятие и рыбак прилично теряют в натуральном и финансовом выражении. Думается, проблема имеет в большей степени субъективный характер, потому что наверняка есть на этот счёт соответствующие отраслевые инструкции. Да и решить спор легко контрольным взвешиванием части доставленного улова.

Что касается пассивного промысла наваги на восточном побережье Сахалина, то в южной части острова пользователиим давно толком не занимаются, в основном по причине неустойчивой ледовой обстановки и низкой рентабельности. В северной – компании, которые в сентябре не перевели вид промысла и свои участки в должное нормативное соответствие, ещё продолжают оформлять в СКТУ разрешение на промысел. Процесс осложнён исполнением требований ФАР к флоту по техническим средствам контроля за ходом промысла, позиционирования судов и мерам безопасности, включая терроризм, будь то даже кунгас.

Для Ногликского района, где иного промысла, кроме подлёдного, быть не может, эти требования явно излишни.Поэтому даже ничтожные доли квот, в пределах 26 тонн, предприятия до сих пор не осваивают. А ведь в не столь давние времена рыбные колхозы и артели Ноглик добывали в пределах 600 тонн отменной наваги, и она первой поступала в торговые сети области. При таком раскладе оставшиеся 500 тонн наваги в Восточно-Сахалинской подзоне выловить вентерями в эту зиму, похоже, не получится. Скорее всего, этот небольшой объём доберут летом сейнеры тралами в качестве прилова.

На северо-западном побережье Сахалина на сегодняшний день подлёдным способом добыто 212,6 тонны наваги. Всю эту рыбу взяли компании Охинского и Александровск-Сахалинского районов. Здесь по новому законодательству эта неОДУемая рыба вылавливается только в режиме промышленного рыболовства на участках, оформленных под этот вид промысла. Следовательно, у пользователей с прибрежными тонями возникли в этом году проблемы.

В таком случае, объяснили специалисты, компаниям надо оформлять разрешение на промысел с указанием не на участок, а на Западно-Сахалинскую промзону. Добывать навагу тогда можно вентерями. В принципе, зимой другим способом рыбачить в Татарском проливе нельзя. Хотя иногдав летнее время флот неплохо брал навагу в этой акватории в качестве прилова при добыче других видов ВБР.

Ну, вот вкратце по наваге, пожалуй, и всё. Стоит лишь подчеркнуть, что на этой зимней путине рыбаки Сахалинской области, что называется, вживую обкатывают последние важные новации, касающиеся прибрежного рыболовства. И если с отгрузкой свежих уловов на берег у нас сейчас отрегулировано вроде как всё нормально, то по самой сути этого вида рыболовства возникают вполне резонные вопросы. По мнению некоторых экспертов, появились нагромождения в отношении регулирования морских и пресноводных участков и видов промысла. В нормативном лабиринте блуждают даже опытные юристы.

Взять те же не столь валютоёмкие объекты промысла, на которые ОДУ не распространяется: навагу и мойву. По новым правилам эту рыбу дозволено добывать только в режиме промышленного рыболовства хоть на западном Сахалине, хоть на восточном, с вытекающими из этого нормативными коррективами. Да тут предпринимателю голову можно сломать, пока билет тебе Росрыболовство выпишет! А не всё ли равно как ловить эту мойву для народа почти у уреза воды. Ведь самое важное – многочисленный и рекомендованный ресурс освоить как можно рациональнее и с наименьшими затратами. С нервными, думается, тоже.

Ю. ЯСНОВ. «Рыбак Сахалина» № 5 от 7 февраля 2019 г.