Газета "Рыбак Сахалина"
14 марта 2019 года

​Популярность наваги расширяет горизонты промысла и делает ресурс уязвимым

На нашем острове в начале зимы нет рыбы, популярнее наваги. С наступлением декабрьских морозов сахалинцев тянет отведать её почти на генетическом уровне. А появление долгожданной ворошонки на рынках мы улавливаем по малейшим признакам её неповторимого аромата.

В торговых сетях в этом году особых проблем с навагой не было. Она появилась в продаже сразу после начала путины, и сахалинцы до сих пор покупают её почти повсеместно. При этом есть выбор по районам промысла и стоимости, что важно для людей скромного достатка и покупателей, особо пристрастных к качеству рыбы. А поскольку специализированная наважья путина на Сахалине, можно сказать, закончилась, есть смысл подвести некоторые её итоги.

Для начала напомним, на Охотском побережье острова и в Татарском проливе рыболовецким предприятиям предстояло добыть в этом сезоне 4912,8 тонн наваги, а основной объём этого ресурса Росрыболовство выделило на Восточно-Сахалинскую подзону. Это 3995 тонн. Фактический вылов составил по всему острову на 28 февраля 4775 тонн.

Рыбаки западного Сахалина приступили к коммерческой добыче наваги в первых числах января. А родовые общины коренных малочисленных народов севера выставили свои вентери по окрепшему льду ещё раньше. Так как именно в декабре в районе села Некрасовка появляются промысловые скопления этой преднерестовой рыбы, которая отличается хорошими вкусовыми кондициями и достаточно крупным размером.

С этих, самых северных тоней, и начались челночные поставки свежих уловов наваги, практически по всему Сахалину. Правда, изначально высокие цены на ворошонку из Охинского района немного шокировали покупателей. Но зато потом, когда во второй половине января оживился траловый промысел в заливе Терпения, навага для населения области стала заметно дешеветь. На сегодняшний день эту рыбу уже можно легко купить по 50 рублей за килограмм и даже меньше.

Надо сказать, объём наваги, взятый в заливе Терпения экипажами малых рыболовных сейнеров, а это, по официальным данным, почти 3555 тонн, определил позитивный исход зимней путины на восточном побережье острова в целом. Невыбранную часть выделенного на эту промзону ОДУ на навагу, в пределах 440 тонн, пользователи освоят, скорее всего, приловом при добыче других видов рыб.

Хотя этого остатка, в принципе, могло и не быть, если бы предприятия с небольшими долями квот взяли свои объёмы, как раньше, подлёдным способом. Таких малоквотных компаний на востоке Сахалина, к сожалению, большинство.

Но дело в том, что добывать навагу пассивным способом,вентерями, в этом году они не могли, из-за того, что в Охотском море не сформировался надёжный припай. Некоторые пользователи ВБР не перевели свои промысловые участки в соответствующий режим промысла, как этого требовало распоряжение Федерального агентства по рыболовству. Отдельные компании свои небольшие доли освоили по договорам совместной работы с судовладельцами.

Общая картина показывает, что с учётом погодных условий, технической вооружённости и ресурсного обеспечения в лучшем положении находились компании из Поронайского и Макаровского районов. Точнее, те три предприятия, которые своим флотом освоили весь объём наваги в заливе Терпения.

В худшей ситуации оказались рыбопромышленники Ногликского района. Распоряжением Росрыболовства им разрешено выловить всего 12,6 тонны наваги, которыми по историческому принципу наделено ООО «Восток Ноглики». Но и этого вылова пока нет. Видимо, владельцы общества из-за такого ничтожного объёма решили не тратиться на убыточный промысел, а возможно, перенесли свою путину на конец года.Другие рыбопромышленные компании этого района долями квот на данный биоресурс не наделены. Выход для них, по мнению специалистов рыболовства, один – приобретать право вылова у других компаний Восточно-Сахалинской подзоны.

Тут уместно напомнить, что в советские времена Ногликский район «выдавал на=гора» до 600 тонн наваги, и она первой поступала в розницу в областном центре. Честно сказать, в наше время с поставками наваги из этого района в торговую сеть мало что поменялось. Несмотря на отсутствие промышленного вылова, к новогодним праздникам она, как всегда, появляется в Южно-Сахалинске. Хотя продавцы стараются не афишировать ходовой бренд своего товара.

Вполне возможно, излишки вылова продают населению родовые общины КМНС, и это их право. Однако, люди, знающие промысловую ситуацию не понаслышке, говорят, что свои нормы вылова они успешно перевыполняют. А также есть другие каналы оптовых продаж нелегальной наваги, и это в районе и области не такой уж большой секрет.

Справедливости ради стоит отметить коммерческую предприимчивость ногликской рыбопромышленной компании «Норд», которая на законных основаниях добыла более 37 тонн неодуемой наваги в Западно-Сахалинской подзоне. Всего в Татарском проливе предприятия Сахалинской области, по данным регионального агентства по рыболовству, взяли вентерями 1220 тонн этой рыбы, при рекомендованном объёме вылова 917,8 тонны.

В этой подзоне общий допустимый улов на навагу не устанавливается. Рыбацкие предприятия работают по заявочному принципу. И так называемая олимпийская система позволяет фактически любому пользователю водных биоресурсов получить в СКТУ промысловый билет на желаемый объём добычи и освоить его в пределах величины, рекомендованной наукой. Надо лишь иметь свой рыболовный участок или договориться по его аренде, либо предъявить все положенные документы на своё судно.

Реальную возможность порыбачить навагу в Западно-Сахалинской подзоне также не упустили рыболовецкие предприятия Холмского района, добывшие почти 230 тонн, Южно-Сахалинска – 142,5 тонны, Углегорского – 99,7 тонны и Тымовского района – 65,65 тонны.

При этом, компании Охинского муниципалитета добыли в своей акватории около 149 тонн наваги. А Александровск-Сахалинского района взяли в районе сел Трамбаус и Хоэ около 496 тонн этой рыбы.

Финишировала наважья путина в Татарском проливе 26 февраля, по сигналу Сахалино-Курильского территориального управления Росрыболовства, поскольку с задачей по освоению рекомендованного объёма вылова рыбы, как видим, успешно справилась, и от компаний не поступило заявлений о выделении дополнительного ресурса. Да и смысла в этом уже не было, потому что суточные уловы сошли к этому времени до нескольких килограммов на вентерь.

В прошлые годы активный жор на тонях у Трамбауса, Уанди и Хоэ продолжался иногда до апреля. Причину столь раннего прекращения промысла рыбаки видят в рассредоточении наваги под обширными полями пакового льда, который в эту зиму почти полностью перекрыл Татарский пролив. Некоторые из них даже жалеют, что в этом сезоне штормом ни разу не рвануло лёд, как следует. Вот тогда бы, по их мнению, нерестовая рыба плотно скопилась под уцелевшей полосой берегового припая.

Своё видение наважьей путины в Западно-Сахалинской подзоне у охинских добытчиков. В их районе, как уже говорилось, побережье лиманов накрепко схватывается льдом уже в декабре, и под него активно устремляется навага. Отнерестившись у побережья, она мигрирует для откорма в южном направлении, и в вентери бригад уже заходит, как в этом году, более мелкая рыба местной популяции в малых количествах.

Год на год, правда, не приходится. За период прошлой путины рыбаки Охинского района выловили около 450 тонн наваги. Но им, с учётом своих погодных и гидрологических особенностей, естественно хочется начинать промысел до нового года. Теоретически это возможно, когда рекомендованный объём на подзону до декабря не освоен. Но с каждым годом количество заявителей на неодуемую навагу растёт, а рекомендованная величина вылова уменьшается. При такой математике конечный результат очевиден.

Витает предположение, что некоторые пользователи ВБР каким-то образом отчитываются об освоении заявленных уловов, даже не ступив на морской лёд. В частности, такая история произошла годами позже с печально известной углегорской компанией, у которой фиктивный вылов был областным агентством по рыболовству не засчитан. То есть улучшить надзор за освоением ресурса наваги в Татарском проливе обстоятельства всё же диктуют.

Так, в период путины этого года только в районе села Трамбаус работало больше 20 рыбацких бригад, которые выставили, ориентировочно, не менее 400 вентерей. С побережья шла интенсивная отгрузка наваги на автотранспорт. В приватных беседах с рыбаками выяснялось, что взвешивание суточных выловов с помощью динамометра, как это делается у причалов Поронайска, на берегу Татарского пролива если и производилось, то эпизодично. Зачастую они обходились простым подсчётом количества ёмкостей со свежей рыбой, вывезенных снегоходами с моря. В этом месте промысла также работали вентерями родовые национальные общины коренных жителей из Александровск-Сахалинского и других районов области.

Посту ГМИ из трёх человек, базирующемуся в селе Хоэ, проследить прозрачность добычи и сбыта наваги на всём 100=километровом протяжении берега было, естественно, сложно.

В этой связи официальная статистика вылова может сильно не совпадать с реальными объёмами изъятия в обеих промысловых подзонах. Тем более, большое количество наваги в этом году выловлено населением. Она массово подошла к берегам Макаровского и Долинского районов, и это подтверждает тот факт, что после ужения рыбаками-любителями, настроенными исключительно на зубастую корюшку, на льду оставались буквально горы брошенной ими наваги. Кстати, региональное первенство по спортивно-любительскому рыболовству «Сахалинский лёд» на реке Найбе тоже убедительно продемонстрировало наважье изобилие. Полторы недели назад скопления этой рыбы непредсказуемо подошли к берегам Невельского района и её там налавливали удочками мешками.

Это к тому, что у федеральных и областных регуляторов рыболовства есть повод уточнить состояние запасов и объёмы возможного изъятия наваги на Сахалине с целью более рационального использования ресурса. Думается, узаконенная с нового года формулировка «единое промысловое пространство» тоже предполагает более широкий маневр водными биологическими запасами.

Под финал разговора уточним, что навагу наши рыбаки добывают при судовом промысле других видов водных биологических ресурсов в прибрежных водах Курильских островов и Камчатки. Этот вылов заметно растёт. В текущем промысловом сезоне общий допустимый улов наваги для Южно-Курильской зоны утверждён в объёме 3,16 тысячи тонн. Таким образом, в общей сложности этом году Росрыболовство выделило региону для освоения прибрежными бригадами и флотом около 7913 тонн наваги.

На 28 февраля, по данным Сахалино-Курильского территориального управления Росрыболовства, общий вылов этого ресурса нашими компаниями составил уже более 6875 тонн. А впереди ещё почти девять месяцев активного рыбацкого промысла. Навага же не будет спрашивать разрешения у других видов рыб, входить ей вместе с ними в многочисленные тралы и невода или не входить? Ведь её, как видим по нынешним подходам к острову, развелось достаточно много.

Так что есть основания считать текущий рыбопромысловый год на Сахалине годом наваги.

Ю. ЯСНОВ . «Рыбак Сахалина» № 10 от 14 марта 2019 г.