Газета "Рыбак Сахалина"
29 августа 2019 года

​Камчатка очень хочет диктовать свою волю Сахалину

Власти Камчатского края вновь готовят свои предложения по соглашению с Сахалином о порядке промысла тихоокеанских лососей на Северных Курилах. В частности, в Северо-Курильской зоне и Камчатско-Курильской подзоне.

Министр рыбного хозяйства Камчатского края Андрей Здетоветский, как сообщает пресс-служба правительства края, уже провел совещание, на котором обсуждался проект такого соглашения. И как им было подчёркнуто, «Регулирование промысла у Северных Курил – крайне важный вопрос для камчатских рыбопромышленников, так как в прибрежных водах и проливах островов проходят пути массовых нерестовых миграций нерки, кеты, горбуши, кижуча и чавычи, воспроизводящихся в реках Западной Камчатки.Помимо вопросов определения объема добычи транзитных лососей для предприятий Сахалинской области, есть необходимость установления сроков промысла в этом районе, так как лов в период миграции чавычи и ранних форм кеты и нерки может полностью подорвать запасы их малочисленных популяций на Западной Камчатке. Совместная задача обоих субъектов – принять меры к установлению конкретных и четких условий промысла в целях обеспечения устойчивого эксплуатирования запасов тихоокеанских лососей в промысловых районах Сахалинской области и Камчатского края».

По словам Андрея Здетоветского, регион предложит корректировки проекта соглашения. После чего субъекты еще раз сядут за стол переговоров.

Такие доводы и уверенность министра рыбного хозяйства Камчатки не разделяют на Сахалине и, тем более, рыбаки Северных Курил.

Дело в том, что правительство Камчатского края под давлением крупных рыбодобывающих компаний полуострова уже не первый год навязывает так называемые «Соглашения» о закреплении объема добычи (вылова) тихоокеанских лососей, в которых каждый раз содержится попытка сдвинуть промысел красной рыбы в районе Северных Курил на более поздние сроки.

Как, поясняют ситуацию руководители рыбопромышленных компаний Северо-Курильского района, предложенный в прошлом году правительством Камчатского края очередной проект Соглашения о закреплении объема добычи (вылова) тихоокеанских лососей для промышленного и прибрежного рыболовства в Северо-Курильской зоне и Камчатско-Курильской подзоне, предлагает вновь сместить сроки путины у Северных Курил на более позднее время, чем ставит компании нашего региона в дискриминационное положение и ведёт к полному закрытию там лососевого промысла.

Напомним, ранее подобное соглашение уже подписывалось между Сахалинской областью и Камчатским краем. Оно предусматривало установление объемов вылова на Северных Курилах в процентном отношении от выделяемых объемов предприятиям Западной Камчатки. Также это соглашение предусматривало в изначальном варианте перенос сроков промысла на Северных Курилах с ранее определенного 15 мая на 1 июня.

Это соглашение действовало несколько лет и было прекращено, так как администрация Камчатского края, подталкиваемая рыбопромышленниками Западной Камчатки, нарушала подписанный документ путем манипуляций с выделяемыми объемами.

Очевидно, что КамчатНИРО искусственно занижались изначально выделяемые объемы, от которых по соглашению в процентном соотношении должны были рассчитываться квоты для освоения на Северных Курилах. В тоже время эти первоначальные объемы в процессе освоения корректировались в сторону увеличения предприятиям Камчатского края, а объемы добычи предприятий Сахалинской области оставались на прежнем уровне.

При этом механизм увеличения квот предприятиям Камчатки срабатывал к моменту, когда промысел на Северных Курилах уже закрывался. Это обстоятельство не позволяло нам даже теоретически выбрать дополнительный объем в случае его выделения.

По некоторым видам лососевых дополнительные объемы, выделяемые предприятиям Западной Камчатки в результате корректировок, были порой, больше, чем выделенные изначально, чему свидетельствует статистика прошлых лет. Таким образом, объем лососей, выделяемый изначально предприятиям Сахалинской области, рассчитывался в процентном отношении от изначально рекомендованного объема, а не от фактически выбранного предприятиями Камчатского края.

Также, используя свой административный ресурс, Камчатка вопреки договоренностям пролоббировала дальнейшее сокращение сроков промысла, отодвинув его начало на 15 июня, что ещё больше сократило время нахождения на промысле предприятий Северных Курил. Это сильно усложнило и сократило сроки и без того нелегкой работы добывающих предприятий в крайне сложных метеорологических условиях у островов, где часты штормовые ветры, проливные дожди, смена сильных океанских приливно-отливных течений.

По этим причинам и из-за недобросовестного поведения партнёра по соглашению Сахалинская область вынуждена была выйти из договорённости.

В тоже время рыбодобывающие предприятия Северных Курил выполняли и продолжают выполнять все ограничения, рекомендованные отраслевой наукой. В первую очередь, это касается освоения строго выделенных объемов лососей – без каких-либо дополнительных корректировок в сторону увеличения, как это практикуется на Камчатке.

- Мы поддержали полный запрет на промысел «чавычи». Прекратив ее добычу, не отошли от ранее несправедливо установленных сроков начала промысла с 15 июня, говорят севро-курильские рыбопромышленники, мы поддержали ограничение промысла у острова Шумшу. Хотя на этом острове имеются свои, и довольно крупные природные нерестилища таких лососевых рыб как кижуч и нерка, вылов которых ставными сетями никоим образом не влияет на уменьшение прохода лосося к берегам Камчатки, о чем явно свидетельствует из года в год растущая статистика вылова лососей на Западной Камчатке.

Так, вылов нерки камчатские компании увеличили более чем в два раза, кижуча – в три раза, кеты – в два раза. При этом объемы вылова на Северных Курилах из года в год остаются практически на одном и том же уровне.

Думаем стоит учесть тот факт, что предприятия Камчатского края, имеющие сотни рыбопромысловых участков, только на каждом из них легко вылавливают от 3000 до 5000 тонн лосося, в то время как за всю путину все вместе взятые предприятия Северных Курил, имеющие в распоряжении 45 рыбопромысловых участков. осваивают чуть больше 4000 тонн. Может ли повлиять освоение предприятиями Северных Курил лимитов в пределах этого объёма на уменьшение добычи лосося на Камчатке? Однозначно – нет.

К тому же, предприятия Северных Курил из-за необоснованно сокращенных сроков лососевой путины подвергаются риску неосвоения даже этих мизерных объемов.

При этом, важно понимать, что львиная доля этой рыбы идет на нерест не к берегам Камчатки, а именно в озера и реки Северных Курил.

На островах Парамушир и Шумшу, имеются свои крупные нерестилища тихоокеанских лососей, как с западной стороны, так и с восточной. Это крупные нерестилища нерки в озерно–речных системах и реках, где имеются выходы грунтовых вод.

На острове Шумшу это озерно–речной комплекс Беттобу, Кузьминовские озера и река. Южанка.

На Парамушире это озёрно–речной комплекс Зеркальное, реки Кума, Тухарка, Фусса, Тайна, Шелеховка и другие. Всего на острове Шумшу имеется семь нерестовых водоемов, где отмечается достаточно интенсивное воспроизводство нерки.

Нерестилища кижуча расположены на реках Подгорная, Океанская, Рифовая со стороны Тихого океана. Со стороны Охотского моря имеется крупное природное нерестилище нерки и кижуча в озере Глухое, нерестилище кижуча на реках Тайная, Кахмаюри.

В свою очередь, администрации Северо-Курильского района проводит политику, направленную на охрану диких нерестилищ, что сказывается на всё большем возврате тихоокеанских лососей в реки северных Курильских островов. На острове Парамушир введена в строй первая очередь современного рыборазводного лососевого завода. Воспроизведённая на нём молодь лососей пополнит ресурсную базу как Курил, так и Камчатки.

То есть, у тверждение камчадалов, что сахалинские предприятия ловят у Северных Курил только «транзитный» лосось, мягко говоря, безосновательно.

Все попытки администрации Камчатского края обвинить рыбаков Северных Курил в исчезновении чавычи и в ухудшении заполняемости производителями лососей их нерестилищ тоже не выдерживают никакой критики. Так, вместо того, чтобы охранять заповедные реки Камчатки от браконьеров, на реках Камчатки в 2009 году разыграли рыбопромысловые участки сроком на 20 лет. Таким образом, вместо охраны рек администрация Камчатского края помимо браконьерского пресса допустила еще промышленный лов на реках. В будущем это негативно скажется на воспроизводстве тихоокеанских лососей и уже поставило на грань исчезновения такой ценный вид лососей как чавыча.

Наглядным примером служит и тот факт, что тысячи тонн лососевых просто не успевают перерабатываться предприятиями Западной Камчатки, что сотни тонн просто выкидываются на свалки – из них изымается только икра. что огромное количество лососёвых, выкинутых на берег, гниёт в прибрежной полосе.В местах нереста повсеместно возникают заморные явления, свидетельствующие о переполнении нерестилищ. Масса свидетельств всему этому отображено в сети интернет. Периодически на Западной Камчатке в неводах залегает рыба, из-за чего их приходится резать, и рыба выбрасывается, что также свидетельствует о рекордных подходах тихоокеанских лососей и лишний раз говорит о надуманности проблемы с промыслом лососевых на Северных Курилах для Западной Камчатки. Но, тем не менее, «камчатское лобби» пытается обвинять рыбаков Северных Курил в негативном воздействии на промысел лососей Западной Камчатки, которого на практике нет.

Вышеизложенное убедительно говорит о том, что вся шумиха вокруг промысла на Северных Курилах лежит не в экономической плоскости рыбного бизнеса, а в устоявшихся в рыбных кругах Камчатки сепаратистских настроениях.

Данная проблема существует уже не первый год. С самого создания рыбопромысловых участков в 2009 году и с начала промысла лососевых на Северных Курилах «камчатское лобби» всячески пытаются саботировать его проведение путём создания необоснованного административного барьера через навязывание подписания незаконного соглашения между субъектами, которое не предусмотрено ни одним законодательным актом и, по сути своей, является лишь «договорняком» по понятиям.

Также предпринимаются регулярные попытки саботировать промысел на Северных Курилах путем внесения изменений, поправок в закон о рыболовстве, предусматривающие ограничение промысла в части орудий лова или сроков ведения промысла. Все эти действия и предложения камчатской стороны направлены лишь на саботаж промысла на Северных Курилах в угоду своим необоснованным амбициям. До сегодняшнего дня нам удавалось противостоять нападкам «камчатского лобби», но с каждым годом эти нападки усиливаются, так как лобби камчатских рыбопромышленников в Госдуме, Совете Федерации вводит в заблуждение как руководство законодательных органов, так и руководство органа исполнительной власти в лице Росрыболовства. Необоснованное и лишённое какой-либо логики требование прекратить промысел, сократить его сроки или лишить возможности ловить традиционными орудиями лова, поставит на грань банкротства рыбодобывающие предприятия района. А это неизбежно приведет к сокращению рабочих мест и увольнению работников предприятий, затормозит развитие района и негативно скажется на всей социальной жизни северо-курильчан. Ведь рыбный промысел – одно из немногочисленных занятий и возможность получения дохода для проживающего здесь населения.

Жители Северных Курил традиционно тесно связаны с морем и рыбой. Без преувеличения, мы и так находимся в тяжелых жизненных условиях. Крайне суровый климат, отсутствие рабочих мест в районе, сложная транспортная доступность, очень дорогая продуктовая корзина, дорогая доставка материалов и оборудования ещё больше усложняют проживание на Северных Курилах.

Надо подчеркнуть, что особенность и сложность промысла лососей на Северных Курилах состоит в том, что на 80 процентов промысловых участках невозможно использовать ставные невода, так как со стороны Охотского моря их забивает морская капуста, а с океанской стороны большие накаты не дают вести промысел закидными неводами и ставят под угрозу жизни рыбаков, осуществляющих добычу. Все это подтверждено научными изысканиями, проводившимися ранее.Отсутствие какой-либо инфраструктуры вдоль всего побережья Северо-Курильских островов, наличие большого количества диких зверей, особенно медведей, создают риски для жизни людей в местах расположения рыбопромысловых участков.

Забрав или урезав возможность осуществлять промысел лососевых, «камчатское лобби» не только создаёт сложные финансовые условия для предприятий и жителей района, но и ставит под угрозу развитие Северных Курил. Многие проекты, которые уже начали осуществляться, – такие как строительство современных двух рыбоперерабатывающих заводов по инвестиционной программе, одобренной Правительством РФ, строительство рыборазводных заводов будут вынуждены свернуться, что повлечет неизбежное увольнение занятых в них рабочих и сделает невозможным создание в будущем более трехсот новых рабочих мест. Для района с численностью 2300 человек, это шаг назад в развитии.

Как прокомментировал сложившуюся ситуацию и.о. руководителя агентства по рыболовству островного региона Иван Радченко, в октябре 2018 года правительство Сахалинской области передало камчатской стороне свои предложения по проекту соглашения, в июле 2019 г. эти же инициативы были направлены вновь. «На сегодняшний день из пресс-релиза правительства Камчатского края мы видим, что проект обсуждается, но каких-либо возражений, замечаний мы от Камчатки не получили. Как получим – будем рассматривать и, уже исходя из этого, принимать решения о возможности заключения такого соглашения», – сказал глава областного ведомства.

В целом с начала путины на Камчатке добыто 284 тыс. тонн горбуши, 42,1 тыс. тонн нерки, 31,5 тыс. тонн кеты и 1,8 тыс. тонн кижуча, сообщили в пресс-службе правительства региона.

Для сравнения: на 23 августа в Северо-Курильском районе выловлено 1100 тонн нерки. Так что ни о каком перехвате лосося северокурильчанами не может быть и речи.

Позиция ФГБНУ «ВНИРО»

В водах России наиболее значимыми акваториями, на которых осуществляется облов транзитных стад тихоокеанских лососей, являются Северные Курилы и Северо-Западный Сахалин.

В 2011 году Сахалинская область и Камчатский край заключили соглашение о закреплении объема вылова тихоокеанских лососей для промышленного и прибрежного рыболовства в Северо-Курильской зоне и Камчатско-Курильской подзоне для Сахалинской области. 2014 году это соглашение было в одностороннем порядке расторгнуто Сахалинской областью,по причине дискриминации интересов сахалинских рыбаков, а именно - на фоне стремительного роста запасов тихоокеанских лососей Соглашение создавало благоприятные условия только для рыбаков Камчатского края.

Начиная с 2014 года, объемы вылова тихоокеанских лососей на Северных Курилах устанавливаются по регламенту, принятому для всех остальных промысловых районов Дальнего Востока России: ВНИРО получает и обобщает предложения от бассейновых НИИ Росрыболовства и совместно с ними рассматривает и утверждает их на расширенном заседании Ученого совета ВНИРО, далее вопрос рассматривается и утверждается на заседаниях Отраслевого совета по промысловому прогнозированию и Совета директоров НИИ Росрыболовства. Эта система показала свою высокую эффективность в отношении регулирования промысла и сохранения запасов всех видов тихоокеанских лососей, воспроизводящихся в водоемах Камчатского края.

Рассматривая инициативу Камчатского края,ВНИРО исходит из того, что, во-первых, тихоокеанские лососи, мигрирующие в ИЭЗ, территориальном море и внутренних морских водах России являются не региональным, а федеральным ресурсом, что закреплено в статье 10 Федерального закона №166–ФЗ. Соответственно, заключение соглашений между субъектами Российской Федерации по эксплуатации тихоокеанских лососей как федерального ресурсазаконодательно не предусмотрено.

Во-вторых, поскольку действующая в настоящее время система регулирования промысла лососей у Северных Курил показала свою экологическую и рыбохозяйственную эффективность на протяжении последних четырех лет, ВНИРО считает нецелесообразным возвращаться к старой системе регулирования промысла, претензии к которой предъявлялись как властями Сахалина, так и Камчатки.

В третьих, географическое положение Камчатского края и Северных Курил предопределяет, что в их морских водах мигрируют лососи различного происхождения. Обобщение специалистами ВНИРО только части результатов по идентификации происхождения тихоокеанских лососей по меткам, нанесенным на отолиты на лососевых рыбоводных заводах, а также привлечение результатов мечения лососей навесными метками, выполнявшегося в рамках исследований NPAFC, показало, что через камчатские и северокурильские воды проходят транзитные пути миграций не только лососей камчатского происхождения, но также и магаданского, сахалинского и хабаровского.

Следовательно, следуя логике Камчатской инициативы по использовании транзитных лососей, Камчатскому краю необходимо будет заключать соответствующие соглашения не только с Сахалинской областью, но также и с Магаданской областью и с Хабаровским краем.

Исходя из изложенного, ВНИРО полагает, что попытка регулирования промысла федерального ресурса тихоокеанских лососей по признаку их регионального происхождения противоречит Конституции РФ и действующему законодательству Российской Федерации,может разрушить существующую систему организации лососевого промысла, а также стимулировать начало региональных «войн» за доступ к освоению водных биоресурсов.

Ю. ЯСНОВ. «Рыбак Сахалина» № 34 от 29 августа 2019 г.