Готовится большой рыбный передел
Рыболовную политику Зубкова - Гордеева, ориентированную на внутренний рынок, разрушили Медведев - Дворкович в целях увеличения экспорта.
Позволю напомнить, что 21 февраля 2012 года на страницах «Российской газеты» с программной статьей «Рыбный день на новый лад», отражающей политику России в области развития рыбного хозяйства на перспективу, выступил Первый заместитель председателя Правительства Российской Федерации Виктор Алексеевич Зубков, который курировал рыбною отрасль наряду с другими, входящими в агропромышленный комплекс. Длительное время рыбным хозяйством занимался также непосредственно и министр сельского хозяйства Алексей Васильевич Гордеев.
До опубликования Зубковым В.А. упомянутой статьи было еще одно его публичное выступление – он принял участие в работе III Всероссийского Съезда работников рыбного хозяйства, где также изложил основные подходы Правительства Российской Федерации к вопросам развития рыбной отрасли на ближайшую перспективу. Горизонт этих перспектив определялся 2020 годом. Особо хочу отметить, что разработке и принятию перспективной программы развития рыбной отрасли, предшествовали ряд встреч В.А. Зубкова и А.В. Гордеева с активом рыбацкой общественности всех бассейнов. В ходе этих встреч шло открытое обсуждение проблем, имеющихся в отрасли, и выработка путей их решения. При этом предложения союзов, ассоциаций объединений рыбаков, профсоюза и профессионалов отрасли Зубков и Гордеев внимательно рассматривали, и многие из этих предложений принимались за основу.
В статье А. Зубкова «Рыбный день на новый лад» анализируется положение дел в рыбной отрасли на тот период. Определены направления развития и целевые критерии, на которые отрасль должна была выйти в 2020 году. Все это поддерживалось рыбацким сообществам и властями приморских и внутриконтинентальных регионов страны, где рыбная отрасль имеет существенное социально-экономическое значение.
Чтобы не пересказывать все это, позволю привести некоторые базовые выдержки из статьи В.А. Зубкова. Надеюсь, читатель простит меня за приведение их полностью в оригинале, поскольку такой подход позволяет сделать вывод о том, что Правительство России в лице А. Зубкова - А. Гордеева прекрасно разобралось с положением дел в рыбной отрасли и приняло выверенные направления ее развития на перспективу.
Особо обращу ваше внимание на позицию Правительства России того времени в отношении исторического принципа.
В. Зубков особо подчеркивает:
«Решен принципиальный вопрос о порядке доступа к основным ресурсам. Доли квот распределены на 10 лет, а рыбопромысловые участки - до 20 лет. Закрепление долей квот по историческому принципу доказало свою эффективность.
Практическая реализация нормы о долгосрочном закреплении квот – - основа стабильности отрасли, привлечения в нее новых инвестиций.
В этой связи правительство не планирует какие-либо изменения действующего механизма и после 2017 года. Более того – готово рассмотреть возможность продления сроков действия договоров о долях квот до 20 лет. Считаем, что такие предложения от рыбацкого сообщества заслуживают проработки и обсуждения. По итогам прошедшего съезда уже даны необходимые поручения».
Вот, что было сказано о главных задачах отрасли:
«…. главная из них - доступность морепродуктов для россиян. Именно по их наличию, стоимости и качеству можно и должно судить о конечных успехах отрасли».
Далее А. Зубков выделяет шесть «узких мест», на которые необходимо обратить особое внимание:
«Первый вопрос, который часто приходится слышать во время поездок по стране, звучит примерно так: почему в регионах, где добывают рыбу, ее зачастую нет в магазинах или, что еще абсурднее, она из Норвегии? На самом деле вопрос не в наличии рыбы как таковой, а в ее потребительских качествах и внешнем виде товара. И здесь результаты "голосования покупателя" пока далеко не в пользу отечественного производителя. …И чтобы рекордные для 2011 года 520 тысяч тонн тихоокеанских лососей смогли, наконец, кардинальным образом переломить ситуацию, необходимо совершенствовать производственную базу, внедрять новые технологии переработки и упаковки, улучшать товарный вид продукции...
Второй важный момент – доступ продукции на рынок. Правительство последовательно работает над решением этой проблемы. Ключевым событием стало принятие закона о торговле… Тем не менее, определенные сложности остаются. Сейчас мы вносим в закон дополнительные поправки, чтобы окончательно закрыть все лазейки для дополнительных сборов.
Третий момент, безусловно, касается справедливого ценообразования на рыбную продукцию. Этому зачастую мешает наличие в цепочке поставок многочисленных посредников и так называемых «фирм-однодневок». В их отношении уже принимаются меры административного воздействия, в том числе в рамках созданной недавно по поручению президента России Межведомственной рабочей группы по выявлению и пресечению незаконных финансовых операций…
Необходимо …разработать комплекс мер по оптимизации товаропроводящей сети. Прежде всего, это касается создания оптимальной транспортно-логистической схемы прямых поставок продукции от промысловиков и переработчиков в торговые организации, укрупнения организаций, занимающихся оптовой торговлей рыбой, сокращения издержек при поставках продукции, влияющих на формирование потребительских цен, поддержки саморегулируемых организаций в рыбохозяйственном комплексе…
Четвертый вопрос –качество рыбопродукции. Были внесены поправки в Санитарные правила и нормативы по установлению фиксированных требований к количеству глазури в рыбе и иных водных биоресурсах. Это позволило, прежде всего, оградить российского потребителя от хлынувшей на наш рынок некачественной рыбной продукции, напичканной фосфатидами и водой, а также создать равные конкурентные условия для российского производителя…
Пятый момент, … необходимость использования потенциала прибрежного рыболовства, которое помимо продовольственного обеспечения играет существенную роль в социально-экономическом развитии регионов. В этих целях Росрыболовство совместно с регионами по поручению правительства России должны уже к июню этого года разработать новую Концепцию развития прибрежного рыболовства.
Но не стоит забывать также о наших промысловых возможностях в Мировом океане, конвенционных районах и исключительных экономзонах других государств, в которых работают наши рыбаки по международным соглашениям. В прошлом году в этих районах выловлено свыше 550 тысяч тонн рыбы, что снизило промысловую нагрузку на собственные ресурсы.
И последний, шестой вопрос касается развития аквакультуры, или, проще говоря, разведения рыбы. Считаю, у нас колоссальный потенциал в этом направлении. Но используем мы его пока крайне слабо. На долю аквакультуры приходится не более 3 процентов отечественной рыбопродукции. В других странах этот показатель достигает 40 процентов, а, например, в Китае он и вовсе превышает 60 процентов. Ситуацию нужно кардинально менять»…
И вот что В. Зубков определял в качестве целевых показателей отрасли:
«…довести объемы вылова водных биоресурсов к 2020 году …до 6,05 миллиона тонн, выращивания – минимум до 410 тысяч тонн рыбы ежегодно. К моменту завершения реализации госпрограммы производство рыбопродукции, включая продукцию с высокой добавленной стоимостью, должно достигнуть 5,3 миллиона тонн, а ее среднедушевое потребление возрастет до 28 килограммов в год. Немаловажный показатель - доля отечественной пищевой рыбной продукции на внутреннем рынке. Она должна составлять не менее 85 процентов…
Основным критерием успеха считаю наполнение наших магазинов качественной конкурентоспособной продукцией по доступным ценам.
Уверен, государству, бизнесу, отраслевой науке и всему рыбацкому сообществу это под силу. Потому что мы – на правильном пути».
Никто в то время, а это было, напомню, в 2012 году, не сомневался в реальности осуществления такой выверенной политики по развитию рыбной отрасли на перспективу. И тем более, никто не мог предполагать, что уже в 2015 году, всего через три года после публичного ее представления, она будет целенаправленно разрушена при активном участии Правительства Российской Федерации.
К сожалению, все это совпало с уходом из Правительства России на другую работу В.А. Зубкова и А.В. Гордеева.
Рыбная отрасль оказалась под патронажем А.В. Дворковича,заместителя председателяПравительства Д.А. Медведева, и руководителя Федерального агентства по рыболовству, заместителя Министра сельского хозяйства И.В. Шестакова.
Что их объединяет: ни один из них в своём прошлом не был руководителем какого-либо производства.
Все они – сугубо теоретики.
А их познания в рыбной отрасли в лучшем случае ограничивались либо любительским рыболовством, либо ресторанно-гастрономическими закусками.
И самое главное – ни у кого из них не было ни малейшего желания вникнуть в рыбохозяйственною программу Зубкова – Гордеева.
В результате именно эта троица – Медведев-Дворкович-Шестаков – начала активный передел рыбной отрасли – слом всей рыбохозяйственной политики предыдущей эпохи.
О технологии этого «передела» писали практические все центральные и многие региональные СМИ.
Но, естественно, все эти публикации прошли мимо внимания Правительства России.
К сожалению, на них не обратил внимание и Гарант Конституции Российской Федерации наш президент. В.В. Путин, оказавшийся под «идеологическим» влиянием этой «троицы», которые,имея доступ к президенту, не доводили до него сведения о действительном положении дел в рыбной отрасли, преувеличивая имеющиеся проблемы и ориентировали его на необходимость пересмотра базовой рыбохозяйственной политики Зубкова-Гордеева.
Все обращения рыбацкого сообществ и региональных органов власти к президенту В. Путину не допустить изменения базовых принципов отсрасли, благодаря которым она стремительно развивается, «тонули» в недрах его администрации и администрации правительства не без участия все тех же Медведева-Дворковича-Шестакова.
В результате рыбная отрасль страны оказалась во власти тех решений, которые приняты были 15 октября 2015 года на Президиуме Госсовета под председательством Президента России В.В. Путина.
Более того, уже в обход даже решений Госсовета была внедрена «аукционная продажа квот краба в воде», которую следует рассматривать как начало предстоящего большого передала в отрасли – введение в будущем аукционов на самые ликвидные виды рыбы – прежде всего лососевых на Дальнем Востоке и тресковых на Севере, а потом сельди, палтуса и целого ряда других массовых объектов отечественного рыболовства.
И вот первые результаты этой политики Медведева-Дворковича-Шестакова по разрушения базовых основ рыбной отрасли России:
По данным Росстата, в 2018 году по сравнению с 2014 годом рост цен произошел не менее чем на 30-50%. Наибольший рост коснулся именно массовых объектов, пользующихся повышенным спросом населения, – лососевых, трески, сельди, минтая, кальмаров и целого ряда видов копченой, соленой рыбопродукции и консервов. Все это привело, наряду с низкой платежеспособностью населения, к падению ее спроса и, как следствие, - снижению среднедушевого потребления рыбы в живом весе по данным Росстата с 22,8 кг в 2014 году до 19,6 кг в 2017 году. При этом экспорт рыбы в стране, рыбопродукции и крабов увеличился почти на 30% - с 1,7 млн. тонн в 2014 году до 2,2 млн тонн в 2018 году!
И это всего лишь видимая часть того айсберга, который движется на рыбную отрасль страны.
Скрытая ее часть не менее впечатляющая. Вот реальная перспектива, которая ждет отрасль – передел ВСЕХ рыбных и крабовых ресурсов, а также производственных мощностей, влекущий разорение не только малых и средних рыболовных фирм, но и крупных, наиболее перспективных.
Давайте посчитаем последствия.
Только ближайшие – неизбежный импорт на миллиарды рублей зарубежных комплектующих (у нас не производятся) необходимых для строительства новых судов на российских верфях по «квоты под киль».
Плюс к этому –банковские кредиты тех рыбопромышленников, которые пошли на финансовые риски, поверив этой «троице» и ввязавшись в проект получения «инвестиционных квот» для строительства рыболовных судов на отечественных верфях стоимость, которых, уверен, будет выше не менее чем на 15-20% зарубежных аналогов, а также на строительство прибрежных рыбоперерабатывающих фабрик, которые уже построены, а дополнительных инвестиционных квот как не было, так и нет..
Вслед за эти последует неизбежное сокращение рабочих мест в рыбных регионах и безработица.
Выдержит ли все это рыбная отрасль, а главное – выдержат ли все это приморские рыбацкие регионы?
В. ЗИЛАНОВ, заслуженный работник рыбного хозяйства России.
Рыбак Сахалина» № 49 от 12 декабря 2019 г.