Это вам не галоши делать...
В Совете Федерации 12 марта 2020 года прошло совещание «О ходе реализации инвестиционных проектов по строительству судов рыбопромыслового флота». Казалось бы, ну и чего тут особенного, мало ли какие собрания проводят в Москве. А дело всё в том, что именно на Севере изначально разворачивалась эта увлекательная и скандальная история.
А ровно четыре года назад, 17-18 марта 2016 года,в Мурманске по инициативе федеральных министерств и ведомств состоялось событие - первый Международный форум по судостроению и безопасности мореплавания «Флот для рыболовства –новый импульс развития».
Повестка дня форума была стратегическая: обновление рыбопромыслового флота в Российской Федерации. Главный вопрос для обсуждения: способны ли отечественная судостроительная отрасль в тесной кооперации с федеральными министерствами и ведомствами обеспечить в России строительство современного рыбопромыслового флота? В том мероприятии приняли участие представители центральных и региональных органов государственной власти, более ста рыбодобывающих компаний со всей России, десяток отечественных судостроительных предприятий и конструкторских бюро, крупнейшие российские банки и лизинговые компании. Более 450 человек из 18 регионов России и нескольких иностранных государств.
На улице погода была, прямо скажем, не очень, серо и облачно, а в украшенном зале сияло солнце - атмосфера праздника и движения вперед в светлое будущее. В те энергичные дни в мурманской гостинице «Арктика» бурлила жизнь. Как принято по законам жанра, состоялось торжественное подписание ряда каких-то соглашений между судостроительными и рыбопромышленными предприятиями, а также различными уровнями государственной власти. Яркие баннеры, столы, 450 стульев и микрофоны привезли из Москвы. Красиво и солидно, можно было сравнить все происходящее с актом массового бракосочетания.
На форуме, будучи в центре всеобщего внимания, вице-президент по гражданскому судостроению АО «Объединенная судостроительная корпорация» (далее - ОСК) Евгений Загородний с трибуны смело пообещал опровергнуть тезис о том, что у нас строить дорого. «Мы полагаем, что в условиях стабилизирующейся ситуации и прохождения дна кризиса все обязательства, закрепленные в судостроительных контрактах и гарантиях, которые даёт завод-изготовитель и головная компания ОСК, будут выдерживаться»,–обнадежил всех Загородний. Были, конечно, среди присутствующих в зале и другие, основанные на практике российского судостроения, точки зрения, но острые и конкретные вопросы по существу обсуждаемой темы организаторы судьбоносного мероприятия оставляли без ответов, не хотели, наверное, портить себе праздник. Однако, как сегодня выясняется, критики тогда оказались правы, с точностью почти 100%.
Прошло четыре года. Что мы слышим теперь от крупнейшей судостроительной корпорации России?
«Вынужден отметить, что мы уже пожали горький мед, если можно так сказать, строительства рыболовецких судов. Когда, несмотря на все наши обращения, несмотря на все наши призывы государство не смогло договориться или заставить, как хотите, рыбаков ограничиться двумя-тремя проектами, чтобы мы по этим проектам строили весь объем рыболовецких судов», –рассказал на пресс-конференции 9 декабря 2019 года президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов. По его мнению, в результате каждый пошел в свою сторону. «Проект, во-первых, как всегда, норвежский, как всегда, по «веселым картинкам», как всегда, с затыками в Регистре. Как всегда, с кучей проблем, связанных с тем, что из «веселых картинок» в рабочую документацию всё превращается болезненно, с непопаданием в цену, с убытками или с обидами в ту или иную сторону и с вопросами, которые, в конечном итоге ,приводят к тому, что мы вместо того, чтобы сделать три головных судна и после этого построить 30 серийных, имеем на сегодняшний день 16 головных заказов, –пожаловался журналистам президент ОСК.– Это, конечно, ни в какие ворота не лезет».
Кроме этого, руководитель ОСК отдельно подверг критике программу по строительству судов-краболовов. «Из того, что я сейчас слышу, Росрыболовство опять устранилось от этой проблемы. Мол, это не наше дело, идите, с теми, кто ловит, и разговаривайте. Всё опять будет замечательно, всё будет здорово, и заказчик, как всегда, будет прав, но почему-то элементы государственной политики опять останутся за бортом этих краболовных судов»,– заявил глава корпорации.
Вот так. Все кругом виноваты. А рыбаки в первую очередь. Главный судостроитель страны,вероятно, желал бы иметь два-три проекта, регулярные платежи и подневольных молчаливых заказчиков, так ему удобней, чем делать то, что за свои деньги хотят от него независимые частные компании-заказчики гражданского судостроения. С таким подходом не согласились в Совете Федерации, где 12 марта 2020 года прошло совещание «О ходе реализации инвестиционных проектов по строительству судов рыбопромыслового флота». Это, конечно, был не мировой форум судостроения, не тематический праздник, а скорее–производственная оперативка по факту какого-нибудь серьезного происшествия. Провел мероприятие первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин. И это не случайно, кроме высоких государственных постов, которые он занимал в своей жизни, Сергей Герасимович в прошлом начальник производства, главный инженер и генеральный директор крупного завода в Нижнем Новгороде - тему знает. В совещании приняли участие сенаторы, представители Минпромторга России, Минсельхоза России, Росрыболовства, АО «Объединенная судостроительная корпорация», ПАО «Северная верфь», рыбацких отраслевых союзов и ассоциаций.
Подсчитали – прослезились.
На практике верфи оказались не готовы к сложным гражданским заказам. В то же самое время, деньги от рыбаков заводы взяли –все, что им положено, а получается пока: «флот для рыболовства в их ворота не лезет». На совещании руководитель одной из самых проблемных верфей откровенно заявил, что финансовое положение завода критическое и попросил поторопиться с реструктуризацией и другими мерами поддержки, в противном случае достраивать суда будет не на что. Когда говорят, что на его предприятии проблема, а у других проблем нет, это означает только то, что все остальные заводы по каким-то своим причинам не афишируют сейчас эти проблемы.
Подождем еще полгода, там будет ясно, у кого какие срывы сроков и куда что переносится, - заступился он за репутацию своего предприятия. Вот это откровение так откровение. Действительно, несмотря на более чем высокие цены создания рыбопромысловых судов на отечественных верфях, задержки в строительстве идут по всем российским заводам и составляют от трех месяцев до года и более. А это только по первым судам, заложенным в позапрошлом и прошлом годах. Что же будет дальше?
Изумляет реакция другой стороны. Федеральные чиновники хладнокровно признают, что верфи столкнулись с затруднениями, но не видят в этом ничего страшного, министерства и ведомства ежеквартально ведут контроль за реализацией инвестиционных проектов и также постоянно фиксируют отставание от графика строительства судов. Несмотря на сложившуюся ситуацию в ОСК экспериментом с рыбаками удовлетворены - не больше и не меньше! «Мы считаем, что программу, которую реализует Росрыболовство, так называемые квоты под киль, надо распространять, расширять. Мы полностью это поддерживаем», - заявил представитель судостроительной корпорации. В ОСК надеются, что в рамках финансового оздоровления оборонки, им помогут.
Вот так, всё просто. Да, им-то помогут (деньгами) - они оборонка. А рыбакам что делать в этой ситуации? Они добросовестно оплатили принятые к строительству заказы, а это десятки миллиардов рублей, и что? Принимавший участие в данном мероприятии автор этого материала призвал сенаторов и руководителей федеральных министерств подумать над компенсацией рыбному бизнесу ущерба от сдвигов сроков ввода в эксплуатацию новых судов. Рыбопромышленники выполняют свои обязательства перед верфями в полном объеме, тем не менее очевидно, что имеет место срыв графиков строительства, что влечет за собой перенос сроков ввода в эксплуатацию новых рыболовных судов и освоения ими инвестиционных квот. Это приводит к дополнительной значительной финансовой нагрузке на заказчиков (рыбаков) по обслуживанию многомиллиардных кредитов, взятых в банках на строительство нового флота. В связи с этим было бы справедливо рассмотреть возможность продлить сроки договоров на вылов водных биологических ресурсов в инвестиционных целях с 15 до 20 лет.
Для информации
Всего, в ближайшие пять лет для рыбной отрасли по государственной программе «инвестиционных квот» предусмотрено строительство 78 рыбопромысловых судов, из которых 43 – для рыбного промысла и 35 судов-краболовов. По данным Росрыболовства с 2017 года на строительство нового флота рыбопромышленниками уже привлечено 166 млрд. рублей. С учетом еще планируемых 11 инвестиционных проектов и 35 краболовов объем инвестиций в обновление флота рыбной промышленности России составит более 240 млрд. рублей. Кроме этого, краболовы потратили в 2019 году на аукционах по выкупу крабовых квот 142 млрд рублей.
Это цифры без банковских процентов за кредиты, которые надо возвращать в ближайшие годы. Почти 400 млрд. рублей расходов в течение нескольких лет –это для небольшой отрасли экономики нагрузка уже запредельная. Годовой оборот всей рыбной отрасли России составляет менее 350 млрд. рублей, ежегодная прибыль рыбохозяйственных организаций - чуть более 100 млрд. рублей.
Тем не менее, первые рыбаки пытаются построить новый флот в России.
В. БАЛАШОВ, председатель правления Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна
«Рыбак Сахалина» № 11 от 26 марта 2020 г.