Старая песня Росрыболовства
Сахалинские рыбаки на памятном митинге протеста 1 октября предъявили Росрыболовству, т. е. господину Крайнему, в первую очередь, серьезные претензии. Прошел уже почти месяц – а в ответ тишина.
Ничего, правда, не ответил по существу Андрей Анатольевич и на апрельское обращение сахалинцев, потребовавших его отставки. Но тогда он хотя бы подал голос, обвинив наших рыбаков перед иностранными журналистами в Брюсселе в повальном браконьерстве.
Сейчас глава Федерального агентства по рыболовству решил, похоже, полностью проигнорировать рыбацкое сообщество: дескать, само рассосется, пошумят и успокоятся. В конце концов, поставили его на пост руководителя ведомства не они, не им решать его судьбу, и он не обязан перед ними держать ответ.
Не знаю, интересовались ли у Андрея Анатольевича премьер-министр или президент тем, что произошло на Сахалине, который дает пятую часть рыбодобычи страны. Сомневаюсь. Страна сейчас, по большому счету, дышит на ладан, и тут не до каких-то дальневосточных рыбаков. Но даже если бы и спросили, Андрей Анатольевич нашелся бы что ответить. Рассказал бы, наверное, о бурном росте добычи рыбы в стране (можно подумать, что это заслуга чиновников, а не природы), а про сахалинцев спел бы уже знакомую апрельскую песню о том, что они идет впереди планеты всей по развитию браконьерства, что продукцию массового незаконного промысла бесконтрольно гонят за рубеж вместо того, чтобы кормить ею российское население.
Для людей, не разбирающихся в рыбалке, подобное объяснение, может, и сойдет. Им ведь что прибрежный, что морской промысел – всё едино. Итак, Крайний хранит молчание. Роль передана его подчиненным, которые, смешав в кучу «коней и людей», т. е. лососевый и морской промысел, идут в атаку.
Очень наглядно показала это пресс-конференция в РИА «Новости», в которой вместе с руководителями сахалинских ассоциаций А. М. Поповым и С. А. Сенько участвовали зам. руководителя агентства по рыболовству В. И. Соколов и руководитель центра общественных связей Росрыболовства А. А. Савельев. Оба представителя ФАР продолжили и развили начатое Крайним в Брюсселе дело по дискредитации сахалинских рыбаков.
«По сводкам управления ФСБ, – сказал Василий Игоревич, – 90% судов, которые задерживаются, это именно сахалинские». Правда, тут же он якобы исправляется: «Это не к тому, что сахалинцы все плохие. Есть много предприятий, которые работают, вкладывают, и те 300 тысяч тонн вылова только лососевых – замечательный тому пример». А в головах присутствовавших корреспондентов тут же происходит несложный арифметический подсчет, и они обнаруживают, что хороших судов, а значит, хороших сахалинских рыбаков только 10 процентов.
Понятно, что г-н Соколов не объяснил, что ни одно из этих и 90%, и 10% судов никакого отношения к рыбакам прибрежного лова не имеют. Основные суда лососевиков – это кунгасы или МРСы, которые далеко от берега не уходят. Не объяснил Василий Игоревич и того, что задержанные пограничниками суда в большинстве своем к Сахалину и вообще к России также не имеют никакого отношения, потому что принадлежат иностранным фирмам и ходят под иностранными флагами. А вот почему иностранные суда бороздят наши территориальные воды и экономическую зону, хотя с 2009 года им запрещено в них работать, лучше спросить у Росрыболовства и береговой охраны ФСБ, они знают. Но действия федерального агентства – вместо того, чтобы избавить наше море от всех этих «подфлажников» – поставили на прикол не иностранцев, а стеркодеры, работавшие много лет под флагом РФ.
Очень активно продолжил линию своего шефа по разоблачению сахалинцев г-н Савельев. Начал он, как настоящий пропагандист и агитатор, за здравие: «Очень хотел бы поблагодарить рыбаков с Сахалина – во многом благодаря их труду в Москве есть качественная российская рыба». Фраза явно предназначалась сахалинским участникам пресс-конференции. А всё остальное – журналистам. «Масштабное браконьерство со временем приобрело угрожающие масштабы. По оценке ФСБ ежегодно из этого региона (с Сахалина? – В. К.) в страны АТР вывозилось водных биоресурсов до 3-х миллиардов долларов» (ФСБ, как говорится, всё знает, это ЕГО береговая охрана ведет охрану водных биологических ресурсов, и ЕМУ лучше знать, сколько браконьерских и чьих судов беспрепятственно пропускается через нашу водную границу – В. К.). Только в фантастическом сне, восклицает патетически Александр Анатольевич, можно представить, сколько за 10 лет на эти 30 миллиардов долларов можно было построить на Сахалине и какие можно создать условия! По статистике ФСБ 98% тех, кто вывозит биоресурсы в Японию, Корею, Китай, имеют сахалинскую прописку, утверждает Савельев.
Нет смысла продолжать дальше всё это действительно фантастическое перечисление представителя Росрыболовства (достаточно сказать, что для получения 3 млрд. долларов сахалинцам надо добывать в год 3 млн. тонн рыбы). И какое отношение, в конце концов, имеют к этому те, кто занимается прибрежным рыболовством и кого собираются лишать рыбопромысловых участков?
Жаль только, что именно подобные сведения, думаю, будут вложены в уши того большого руководителя, который вдруг заинтересуется последними событиями в рыбацком сообществе нашей области.
К чести принимавших участие в пресс-конференции журналистов: они хоть и оживились, когда пошел поток дискредитирующих сахалинских рыбаков «сведений», но ни один из них не вынес их на страницы своих изданий. Кроме одного. Певец Росрыболовства корреспондент «Российской газеты» М. Чкаников, традиционно следуя современной дискредитационной «стратегии» федерального агентства, ссылаясь на мнение якобы «многих экспертов», сообщил в своем издании, что рекодный вылов лосося в прошлом году произошел не потому, что рыбы стало больше, а потому, что ее труднее стало пускать «мимо кассы», труднее стало таскать за границу. «Правительство активнее, чем прежде, мешает браконьерам, это факт, – пишет он. – Оно настойчиво старается развернуть поток рыбного сырья, который традиционно направлен у нас на Юго-Восточную Азию, на российский берег. Чтобы оставить на территории нашей страны больше добавленной стоимости, создать больше рабочих мест. Не всем это нравится: и в Юго-Восточной Азии, и у нас». Понятно, по мысли Чканикова, что у нас в стране в первую очередь это не нравится сахалинцам, ведь они, как говорит Росрыболовство и подтверждает корреспондент «РГ» – главные браконьеры.
Удивительно, насколько совпадают взгляды чиновников ФАР и корреспондента «Российской газеты»! Так бывает, когда «из одной миски кормятся».
Кстати, корреспондент «Российской газеты» М. Чкаников и главный редактор ведомственного журнала «Рыбное хозяйство» М. Чкаников – это, случайно, не одно лицо?
В. КАНТЕМИРОВ. Газета “Рыбак Сахалина” № 42 28 октября 2010 г.