Газета "Рыбак Сахалина"
04 ноября 2010 года

Прокуратура покусилась на честь руководителя Сахалино-Курильского теруправления ФАР

На минувшей неделе в затурканное проблемами рыбацкое сообщество некоторое оживление внесло сообщение из прокуратуры области, касающееся деятельности Сахалино-Курильского территориального управления Росрыболовства и его руководителя Е. П. Широкова.

«В деятельности руководителя Сахалино-Курильского территориального управления Росрыболовства усмотрены признаки уголовно-наказуемой халатности», говорится в пресс-релизе. – Результаты проведенной Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки законности принимаемых Комиссией по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб (далее Комиссией) решений по определению места и сроках вылова тихоокеанского лосося под видом мониторинговых работ в период закрытого промысла, а также законности принятых решений Сахалино-Курильского территориального управления Росрыболовства по утверждению указанных решений Комиссии стали основанием для направления материалов общенадзорной проверки в орган предварительного следствия для решения вопроса об уголовном преследовании руководителя территориального ведомства Росрыболовства в совершении уголовно-наказуемой халатности.

Проверкой установлено, что решениями Комиссии, утвержденными руководителем Сахалино-Курильского территориального управления Росрыболовства Широковым Е. П., приостановлен промысел горбуши ставными неводами (за исключением мониторинговых неводов) в заливе Терпения в границах Поронайского района с 14.08.2010 года, а также в Северо-Западном промысловом районе Западно-Сахалинской подзоны, за исключением мониторинговых неводов и организации любительского и спортивного рыболовства; с 29.08.2010 года закрыт промысел тихоокеанских лососей на рыбопромысловых участках Восточно-Сахалинской подзоны.

Между тем, в период закрытого промысла прибрежного промышленного рыболовства под видом мониторинговых работ 11 предприятий с ведома и согласия руководителя Сахалино-Курильского территориального управления Росрыболовства Широкова Е. П. в нарушение требований федерального законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов и полномочий Федерального агентства по рыболовству незаконно осуществляли лов лососевых пород рыб.

Прокуратура пришла к выводу, что в результате ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей по осуществлению функций государственного контроля и надзора при утверждении протоколов заседания Комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в Сахалинской области руководитель Сахалино-Курильского территориального управления Росрыболовства Широков Е.П. допустил незаконную добычу водных биологических ресурсов: горбуши в объеме 2031 тонн и кеты в объеме 2465 тонн, в результате чего государству причинен ущерб в размере 848 157 000 рублей.

Помимо того, незаконные действия Широкова Е. П., допустившего продолжение промысла на мониторинговых неводах, воспрепятствовали заходу на естественные нерестилища горбуши объемом 2031 тонны и кеты в объеме 2465 тонн, что повлияло на воспроизводство тихоокеанского лосося и причинило существенный вред окружающей природной среде.

Полагая, что ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей по принятию управленческих решений по осуществлению функций государственного контроля и надзора при утверждении протоколов заседания Комиссии со стороны Широкова Е. П. причинило крупный ущерб и существенно нарушило охраняемые законом интересы общества и государства, материалы проверки для принятия решения об уголовной ответственности по ч.1 ст. 293 УК РФ Сахалинским природоохранным прокурором 28 октября 2010 года направлены в Следственное управление Следственного комитета при прокуратуре РФ по Сахалинской области».

Прокурорская проверка и сделанные после нее выводы стали поводом для брифинга, который Е. П. Широков провел 2 ноября для средств массовой информации области. Руководитель СКТУ, а также его заместитель М. Г. Козлов высказали свою точку зрения по существу вопроса, которое мы приводим безо всяких комментариев.

НА ВЗГЛЯД и Федерального агентства по рыболовству, и Сахалино-Курильского теруправления, сказал г-н Широков, ни о каком ущербе, вмененном прокуратурой, не может быть и речи, так как промысел осуществлялся в рамках промышленных объемов на участках для промышленного рыболовства. Назвать нелигитимными и идущими вразрез с действующим законодательством решения, которые принимала комиссия, неправильно хотя бы потому, что в составе комиссии достаточно компетентные люди – заместитель председателя правительства, представители МВД, ФСБ и так далее, представители ассоциаций рыбопромышленников. После того, как был введен временный запрет на промысел, ловили не только 11 предприятий, как указано в представлении прокуратуры, ловили все забойки рыбоводных заводов, все предустьевые невода.

Мониторинговые исследования на промышленных неводах, говорят руководители СКТУ, не детище нашего теруправления, они проводились и в прошлом, и в позапрошлом годах. Но ни у кого тогда никаких вопросов не возникало. Мониторинговые исследования на неводах должны проводиться потому, что вся информация используется для подготовки путинного прогноза на следующие годы. Представители рыбохозяйственных ассоциаций обратились в комиссию по анадромным видам рыб с просьбой о проведении на их неводах мониторинговых исследований, имеются соответствующие письма. Комиссия обратилась в СахНИРО с просьбой указать, где можно осуществлять такие исследования. Между СахНИРО и пользователями были заключены договоры на проведение научных наблюдений – и не более того.

Претензии прокуратуры нам не очень понятны. Решения комиссии принимаются открыто, все голосуют. Тогда получается, что аналогичные претензии должны предъявляться всем членам комиссии. Или, как минимум, надо вести речь о целесообразности в дальнейшем собирать эту комиссию. Голосуют 20 человек, а ответственность за принятые решения несет отчего-то один человек, утвердивший их. 167-й приказ Росрыболовства, которым регулируется порядок работы комиссии, не говорит о том, что территориальный орган, утверждающий решения комиссии, должен давать им правовую оценку. Решение об установке мониторинговых неводов принимал не руководитель, утвердивший протокол, а именно комиссия по анадромным.

Б. ВОЛОДИН. Газета “Рыбак Сахалина” № 43 4 ноября 2010 г.