Газета "Рыбак Сахалина"
11 ноября 2010 года

Таинственный приказ. Как и с какой целью он издан?

Очень не люблю, когда на поставленные вопросы не дают конкретного и ясного ответа. Но иногда и даже самые четкие ответы перепроверяю по другим источникам: с одной стороны – профессионализм заставляет, ведь человек может и ошибиться, оговориться, с другой – не хочу чувствовать себя лохом, которого заставляют с готовностью проглатывать навешанную на уши лапшу.

Возвращаюсь к кампании Сахалино-Курильского территориального управления Росрыболовства, подавшего в Арбитражный суд две с лишним сотни исков с просьбой признать ничтожными (т. е. недействительными) договоры на право пользования рыбопромысловыми участками. Как все помнят, началась она сразу после того, как область покинул находившийся у нас в командировке руководитель Федерального агентства по рыболовству А. А. Крайний. И поэтому естественным образом у многих возникло предположение, что он, собственно, и был инициатором обращения СКТУ в суд, потому что, дескать, сильно обиделся на отказавших ему в доверии сахалинских рыбаков и таким образом решил свести с ними счеты. Хотя понимаю, что вопрос этот – кто конкретно был инициатором – не столь уж и важен: иски мог подать кто угодно, любое лицо: заинтересовать только надо.

Но вопрос возник.

Все подозрения от шефа руководитель СКТУ Е. П. Широков отвел, заявив, что такое право ему дает положение о Сахалино-Курильском территориальном управлении.

Читаю положение о СКТУ (утверждено приказом Росрыболовства № 459 от 24 декабря 2008 года). Ни слова о том, что управлению предоставлено право досрочного расторжения договоров на пользование РПУ или инициирование такого процесса. Но по поручению ФАР оно осуществляет полномочия организатора конкурса на предоставление рыбопромысловых участков для промышленного и прибрежного рыболовства в отношении анадромных и т. д. рыб и заключает договоры на пользование РПУ. Согласитесь, что заключать и расторгать – это вроде бы не одно и то же. Правда, в теруправлении объяснили, что расторгать они не собираются, а просто обратились в суд с просьбой признать договоры ничтожными, что сути не меняет: суд признает, а СКТУ расторгнет.

Вопрос: а имело ли Сахалино-Курильское теруправление полномочия самостоятельно, без поручения федерального агентства, инициировать иски такого характера?

На совещании при губернаторе и в областной Думе Евгений Павлович Широков сказал, что по поводу расторжения договоров он ни с кем в Росрыболовстве не консультировался, а инициатива принадлежит теруправлению. На вопрос, кто дал ему такое право, последовал незамедлительно четкий ответ: «Приказ № 149».

В нормативно-правовой базе ни Росрыболовства, ни Министерства юстиции обнаружить приказ, при всем моем старании, не удалось. Не спешили ознакомить с ним и в СКТУ, что само по себе вызывало определенные подозрения. Но с помощью депутатов облдумы документ всё-таки удалось получить. Приказ ФАР № 149 от 26 февраля 2009 года называется «О полномочиях территориальных управлений Федерального агентства по рыболовству». Действительно, в нем говорится, что в соответствии с такими-то, в частности, пунктами и подпунктами Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по рыболовству, утвержденного приказом ФАР № 368 от 3 декабря 2008 года, руководителям теруправлений предписано обеспечить «заключение, досрочное расторжение и изменение договоров о предоставлении рыбопромысловых участков».

Таким образом, если следовать приказу, выходит, что СКТУ имело все основания самостоятельно, без какого-либо поручения, принимать решения о расторжении договоров.

Казалось бы, вопрос прояснился. Если бы не несколько «но».

Хотелось бы знать, насколько приказ № 149 вписывается, так сказать, в имеющуюся нормативно-правовую базу Росрыболовства. И не в том ли причина его отсутствия на интернет-сайтах, что он в значительной степени противоречит зарегистрированным Минюстом и действующим до сих пор документам? Так и хочется сказать, что приказ № 149 – это откровенная липа, и создан он для каких-то определенных целей, которые широкой публике знать не обязательно. Другой точки зрения у меня нет.
Смотрю уже упомянутое Типовое положение о территориальном органе Федерального агентства по рыболовству (с изменениями на 29 декабря 2009 года), утвержденное приказом ФАР № 368 и зарегистрированное Министерством юстиции.

Обратите внимание: приказ № 149 издан 26 февраля 2009 года. Таким образом, утвержденные им нововведения в полномочиях территориальных органов обязательно должны были отражены в документе, последнее изменение в который внесено 28 декабря того же года. До этого изменения в Типовое положение вносились 23 февраля (приказ № 40), 1 июня (приказ № 436), 24 августа (приказ № 757). Все эти приказы публиковались либо в «Российской газете», либо в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

Не был опубликован по каким-то причинам только приказ № 149, предоставляющий теруправлениям дополнительное право самостоятельно заключать, досрочно расторгать и изменять договоры на пользование РПУ и входящий в резкий диссонанс с утвержденным Минюстом Типовым положением.

Пункт 8.1.5 Типового положения гласит, что теруправление заключает, досрочно расторгает и изменяет договоры о предоставлении рыбопромысловых участков ПО ПОРУЧЕНИЮ агентства.

Напрашивается вопрос: а насколько законен приказ № 149? Какова его цель?

Прояснить ситуацию попросил руководителей Сахалино-Курильского теруправления. Они посоветовали обратиться за разъяснениями в правовое управление Росрыболовства.

Поскольку материалы газеты «Рыбак Сахалина» в том или ином виде читают и в Москве, прошу Федеральное агентство по рыболовству считать данную статью официальным запросом.

Может, я и впрямь в чем-то ошибаюсь, и не всё так грустно и мрачно?

А пока, с учетом узнанного и сказанного, считаю, что инициатива массовой исковой кампании исходила не от СКТУ, как об этом говорил Е. П. Широков, а именно от Росрыболовства (понятно, что не от всего многочисленного аппарата, а от какого-то отдельного властного лица). Правда, подобное знание практически ничего не дает. Это больше так, для общего развития.

В. КАНТЕМИРОВ. Газета “Рыбак Сахалина” № 44 11 ноября 2010 г.