Газета "Рыбак Сахалина"
24 февраля 2011 года

Время устраивать заморы

Может, и ошибаюсь, но мне кажется, что многие рыбопромышленники либо вообще не знакомятся с готовящимися в Росрыболовстве документами, либо не умеют их читать, т. е. анализировать на предмет того, что их ожидает.

Вот такой пример. 31 августа 2007 года в Астрахани состоялось заседание Госсовета по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса. Руководитель Росрыболовства А. А. Крайний заявил на нем следующее: «У нас 86 судов из 3200 находятся в бербоут-чартере. Мы будем предлагать бербоут-чартер, вообще иностранцев убрать из нашей зоны, исключительной экономической и неисключительной экономической».

Похоже, слова эти рыбаки пропустили мимо ушей. И очень зря. Потому что с того времени идею руководителя ФАР начали облекать в правовую форму, и на свет появилась поправка, поставившая на прикол все наши стеркодеры вкупе с камчатскими ярусоловами. Думаю, если бы руководители рыбодобывающих компаний обратили внимание на слова Крайнего и хоть как-то примерили их к своему флоту, возможно, удалось бы избежать тех последствий, с которыми до сих пор не могут расхлебаться.

Аналогичным образом, похоже, рыбопромышленники пропустили мимо своего внимания и слова из статьи «Наука заканчивается там, где всё решает чья-то выгода», опубликованной в № 5 «Рыбака Сахалина» (в ней, в частности, говорилось о том, что в этом году Росрыболовство планирует для целей рыбоводства, воспроизводства и в качестве мер регулирования выделить 46 тысяч тонн лосося). Надо полагать, что из спрогнозированного наукой подхода лососевых в 163 тысячи тонн автоматически будут исключены 46 тысяч тонн, а уже оставшийся объем будет отдан рыбопромышленникам. Задача – суметь его добыть. И дело тут не только в промысловой обстановке.

15 февраля на сайте Росрыболовства был размещен подготовленный агентством проект постановления правительства «Об утверждении правил организации искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов в водоемах рыбохозяйственного значения». Сравнивая ныне действующее постановление № 645 от 25 августа 2008 года с проектом, обращаешь внимание на одно существенное дополнение: Росрыболовство решило в состав искусственного воспроизводства включить отлов излишних производителей тихоокеанских лососей в целях предотвращения заморных явлений в водоемах рыбохозяйственного значения.

В принципе, ничего плохого в том, что необходимо отлавливать излишних производителей, не нахожу. Опаснее другое – проект постановления, хотим мы или не хотим, переносит промысел из моря в реки. Не составляет большого труда, имея под рукой послушную отраслевую науку, получить от нее заключение, что реки находятся под угрозой замора и на этом основании начать её вычерпывать. Для начала можно, к примеру, приостановить промысел, и рыба хлынет в реки. Владельцы РПУ остаются с носом, а с уловом – совсем другие люди. Это у нас уже проходили.

Проект постановления открывает широкое поле деятельности в добыче лосося федеральным государственным учреждениям, находящимся в ведении ФАР: им официально разрешается реализовывать выловленных излишних производителей. Значит, на мой взгляд, они очень заинтересованы в том, чтобы угроза замора (в том числе и мифическая) никогда не сходила с повестки дня. Правда, проект предписывает средства от реализации излишних производителей перечислять в бюджет страны (именно на этом основании он будет принят почти со 100- процентной уверенностью: как же, наполнение бюджета!). Но российских чиновников данное положение никогда не отпугивало: они живут на разницу. А продавать (официально, конечно) очень дешево, а покупать (официально) очень дорого они научились не сегодня.

Б. ВОЛОДИН. Газета “Рыбак Сахалина” № 7 24 февраля 2011 г.