Все вопросы важны
22 ноября состоялось заседание Сахалинского рыбохозяйственного совета. В повестке дня значилось три основных вопроса: «Об итогах работы рыбохозяйственного комплекса за 9 месяцев 2011 года», «О состоянии запасов и проблемах регулирования добычи (вылова) камбал дальневосточных в Восточно-Сахалинской и Западно-Сахалинской подзонах, наваги в Восточно-Сахалинской подзоне» и «Социальная защищенность работников рыбной отрасли и охрана труда в рыбной промышленности».
Беззащитные рыбаки
Но начать рассказ хочу с последней темы, которую поднял на СРХС руководитель областного отраслевого профсоюза Л. П. ЧУРА. Вплотную к ней примыкало и стоявшее в «Разном» выступление заместителя управляющего отделением Пенсионного фонда по Сахалинской области Т. Г. ПОПОВОЙ.
Леонид Павлович отметил, что его очень радует рост средней заработной платы работников отрасли – для профсоюза, стоящего на защите интересов человека труда, это очень важно. Но особого доверия официальные цифры у него не вызывают. Потому что буквально вчера к нему приходил штурман, работавший в ООО «Антей», и показал заключенный с ним договор. В разделе «оплата труда» в нем записано: установить заработную плату в размере 5 тысяч рублей. И всё. За какой период – неизвестно. За год, за месяц, за неделю, за день?
Это, конечно, противоречит всем законам о труде. Согласно областному трехстороннему соглашению установлена минимальная заработная плата в 9500 рублей. Здесь же она ниже самых минимальных пределов.
Леонид Павлович не стал расшифровывать, почему обозначена именно такая мизерная зарплата. Но мы все люди взрослые и хорошо знаем причину. К нам в редакцию не раз приходили морские ребята с душещипательными рассказами о том, как им вначале обещали многие тысячи «зеленых» в конвертах, а затем выбрасывали с судна, заплатив только то, что записано в договоре.
Не будем долго останавливаться на данном случае, а также обсуждать и осуждать данное ООО (инспекция труда, думаем, во всём разберется), но Л. П. Чура делает вполне определенный и верный вывод: в организациях, где нет профсоюза, человек беззащитен перед злоупотреблениями со стороны руководства. «Ко мне, – говорит Чура, – приходит много людей с просьбой помочь выбить заработную плату, ибо на предприятии, где нет профсоюза, он остается один на один перед работодателем. И на чьей стороне будет победа, можно и не гадать».
Убежден, говорит профсоюзный лидер, что большинство работодателей и судовладельцев у нас – нормальные люди, ценящие труд рыбака. «Я, например, знаю, что в ЗАО «Сахалин Лизинг Флот» ни один человек не обижается, что у них, дескать, плохо с заработной платой. Так же, как и в ООО «Посейдон», во многих других. Но у профсоюза вызывает тревогу оплата труда в бюджетной сфере отрасли, в первую очередь это морской колледж в Невельске, который готовит кадры для отрасли. Здесь преподаватели получают зарплату в 2-2,5 раза ниже, чем в федеральных учебных заведениях. Отсюда – и кадровый голод, не идут специалисты работать за такую нищенскую зарплату.
«Мы, – продолжает Леонид Павлович, – обращались по этому поводу в Росрыболовство, но вопрос так и не решен. Считаю, что надо еще обратиться вместе с агентством по рыболовству Сахалинской области» (эту рекомендацию рыбхозсовет и записал в своем решении).
Очень актуальна, по мнению профсоюза, проблема охраны труда работающих. За 9 месяцев этого года в рыболовстве произошло четыре несчастных случая, два из них – со смертельным исходом и два – с тяжелым. В обрабатывающем производстве произошло шесть случаев, из них один – со смертельным исходом.
Заместитель управляющего отделением Пенсионного фонда по Сахалинской области Т. Г. Попова говорила о задолженности предприятий рыбопромышленного комплекса по платежам в Пенсионный фонд, но по сути – это та же тема социальной защищенности работников отрасли. «Не было еще ни одного случая, чтобы гражданин, даже очень и очень богатый, не пришел за пенсией, которая ему по праву положена, – сказала Татьяна Григорьевна. – Оформляет и получает, независимо от того, маленькая она или большая».
Но сейчас речь идет о том, что некоторые работники могут вообще остаться без пенсии. Понятно, что руководители предприятий к ним не относятся. Чего нельзя сказать о рядовых тружениках. Не исключено, что им не из чего будет начислять пенсию, коль лицевые счета окажутся пусты. Тот человек, которому по договору положили зарплату в 5 тысяч рублей, имеет все шансы оказаться среди таких безденежных.
«Я не понаслышке знаю, как нередко принимаются на работу люди и какие с ними заключаются договоры. В рыбной отрасли со многими вообще не заключается никаких договоров, оплата труда идет «серым» налом, – говорит Т. Г. Попова. – Хозяйственно-финансовую деятельность в отрасли ведет 1051 плательщик. Из них за 2010-й год отчитались 910, 270 плательщиков показали нулевые начисления. За 1-й квартал 2011 года отчитались 789 предприятий, из них нулевые начисления показали 237, за 9 месяцев года отчитались 852 плательщика, нулевые начисления показали 257.
Мы проанализировали деятельность тех предприятий, которые показывают нулевые показатели. Вывод: работающие там есть. Пусть 3-5 человек, но они имеются. Хотя нигде и не учитываются. Сегодня мы можем говорить, что этим работающим гражданам не будет засчитан тот период, за который работодатель не перечислял средства в Пенсионный фонд».
Кстати, сейчас активно обсуждается вопрос о возврате к прежней системе начисления пенсии: для мужчин надо будет иметь 25-летний стаж работы, для женщин – 20-летний. И уже сейчас ясно, что многие из тех, кто работает без должного оформления, однозначно не будут иметь пенсию, так как просто не успеют выработать необходимый трудовой стаж.
Предприятия рыбной отрасли на сегодняшний день задолжали Пенсионному фонду 32,7 миллиона рублей. У угольщиков, жилищно-коммунального хозяйства, строительства долги намного больше, но это проблемы их работников, которых, видимо, такое положение вполне устраивает. Устраивает ли оно рыбаков? – вот в чем вопрос.
Отрасль на современном этапе
Ну а теперь о том, как сработали эти самые рыбаки, социально защищенные и социально (по своей же собственной вине) незащищенные за девять месяцев этого года. Можно сказать, что за 10 месяцев, на 31 октября, предприятия области добыли 670 тысяч тонн рыбы. Но поскольку отчетность у нас поквартальная, то выступавший по первому вопросу повестки дня руководитель агентства по рыболовству П. С. КОЛОТУШКИН и рассказывал об итогах именно трех кварталов.
Цифры впечатляющие. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года минтая добыто на 13 тысяч тонн больше, сельди – на 12,4 тысячи тонн, сайры – на 10,3 и терпуга – на 5,4 тысячи тонн. Тихоокеанских лососей добыто больше на 95 тысяч тонн.
За 9 месяцев года реализовано товарной рыбной продукции на 16,2 млрд. рублей, что на 29,6 % больше, чем за соответствующий период прошлого года.
В структуре произведенной продукции отмечается снижение выпуска рыбных консервов с добавлением масла и пресервов. Причинами этого стали слабые подходы сайры и горбуши в 2010 году, что не позволило создать запасы сырья, а также традиционная беда – отсутствие оборотных средств у предприятий на их закупку, а также энергоемкость консервного производства. (В скобках заметим, что наше российское правительство, стимулируя рост инфляции, с которой на словах якобы борется, ежегодно повышает цены на энергоресурсы и тарифы на электроэнергию, что и является самым главным фактором быстро растущей инфляции, которая практически отсутствует во всех развитых странах Запада).
Но и в этих не способствующих успешной работе условиях предприятия отрасли активно осуществляли инвестиционную деятельность и модернизацию производства: общая сумма инвестиций в основной капитал с начала года составила более 400 млн. рублей. По сравнению с 2010-м годом прирост морозильных мощностей составил 1550 тонн/ сутки, холодильных – 10320 тонн единовременного хранения.
В консолидированный бюджет области в январе-сентябре от предприятий рыбохозяйственного комплекса поступило налоговых платежей на 1 млрд. 200 млн. рублей, или на 5,7 % больше, чем за такой же период прошлого года. Кстати, весьма любопытная цифра: 65,5 млн. рублей поступило в бюджет области по итогам проведения конкурсов и аукционов за предоставление промысловых участков и долей квот на вылов водных биологических ресурсов.
В структуре экспорта 79,4 % занимает мороженая рыба (71 % – минтай, 14 % – лососевые), 6,2 % – ракообразные и 5 % – моллюски и прочие водные беспозвоночные. В основном, экспорт шел в Японию, Китай, Республику Корея. Всего за январь-сентябрь на экспорт отправлено 191, 5 тысяч тонн рыбы и морепродуктов, или 120 % к аналогичному периоду 2010 года.
Прибыль предприятий за рассматриваемый период составила 1 млрд.
714, 4 млн. рублей. В то же время среди перерабатывающих предприятий 27,8% – убыточные. А среди занимающихся рыболовством таких аж 46,7%.
Средняя зарплата работающих на рыбоперерабатывающих предприятиях составила 29535 рублей, в рыбоводстве и рыболовстве – 49565 рублей.
На основе подписанного Соглашения между агентством по рыболовству Сахалинской области и инвестором реализуется комплексный инвестиционный проект «Создание мощностей по увеличению водных биологических ресурсов в Сахалино-Курильской акватории с ее последующей переработкой на береговых мощностях». В этом году на территории Корсаковского порта введен в эксплуатацию холодильник на 4,5 тысячи тонн. В 2012 году планируется запустить консервное производство в Озерском Корсаковского района мощность до 20 муб в год, а также ввести в эксплуатацию пирс в бухте Крабовой на Шикотане.
Как еще один положительный момент можно отметить тот факт, что принято решение передать рыбопереработку обратно в структуру агентства по рыболовству – как это и было раньше. Таким образом, в ведении агентства будет вся рыба. Агентству уже дано задание на разработку программы «Развитие прибрежного рыболовства и береговой инфраструктуры Сахалинской области на период с 2013 по 2018 годы».
Вперед-назад к ОДУ
Второй вопрос повестки дня – о состоянии запасов и проблемах регулирования добычи камбал и наваги, основным докладчиком по которому выступил директор СахНИРО А. В. БУСЛОВ, обсуждался очень эмоционально. Что касается принятия соглашения об определении процентного соотношения добычи наваги в Восточно-Сахалинской подзоне между предприятиями, осуществляющими активный и пассивный промысел (пункт 2.2 решения), то здесь особых разногласий не было. Чего не скажешь о следующем пункте 2.3.
Говоря о камбале и наваге, директор института сразу отметил, что «мы сознаем, что эти запасы ценны и социально востребованы». Поэтому за два года на Западном Сахалине были три траловые съемки для оценки запасов камбал, еще больше их проведено на Восточном Сахалине.
Повышенное внимание к этим объектам объясняется еще и тем, что они находятся в очень напряженном состоянии. Например, с 2006 по 2011 годы ресурсы камбал Западного Сахалина упали в 7 раз. Поэтому институт первоначально был настроен запретить промысел камбалы, и в первую очередь – желтоперой, восстановление запасов которой занимают десятки лет. Примеров таких немало. Желтоперая камбала Западной Камчатки и Карагинского залива, например, восстанавливались более двадцати лет каждая. Потерять такой ресурс на длительный срок – верх безрассудства.
Но полное закрытие их добычи приведет для некоторых предприятий к печальным последствиям. Поэтому наука сочла возможным оставить в Западно-Сахалинской подзоне рекомендованный вылов камбал в 8,9 тысяч тонн, но, правда, при весьма существенных ограничениях.
Что это за ограничения? Во-первых, запретить промысел камбал у Западного Сахалина к северу от мыса Ламанон. Решение обосновывается тем, что в этом районе желтоперая камбала образует зимовальные скопления, которые весьма уязвимы для промысла. Акватория же к югу от мыса снижает пресс на запасы желтоперой камбалы, вовлекая в промысел также другие виды камбал. Во-вторых, серьезным ограничением стало предложение института ввести запрет на промысел всех видов камбал уже и к югу от мыса Ламанон с 1 января по 31 марта и с 1 сентября по 31 декабря. То есть, рекомендовано ловить исключительно в летнее время.
На Восточном Сахалине, по мнению науки, ситуация еще более удручающая. Последние три года в этой подзоне наблюдается перелов рекомендованного объема, причем очень значительный. В 2009 году он составил 1000 тонн, в 2010-м – 2000 тонн, в 2011-м – опять 1000 тонн. Может, ничего особо страшного и не было бы, если бы пресс не приходился исключительно на желтоперую камбалу залива Терпения.
Исследования этого года, между прочим, показали более-менее оптимистичную ситуацию с камбалами залива Анива. Несмотря на досужие представления, что там необычайно высок антропогенный пресс, что завод в Пригородном подчистую выбивает всё живое, в реальности оказалось всё не так. Сравнения съемок 2004 и 2007 годов показали практически по всем объектам, кроме сельди и песчанки, существенное увеличение ресурсов.
Предложения СахНИРО по камбалам Восточно-Сахалинской подзоны более жесткие, чем на западе, но этого требует ситуация. Наука рекомендовала уменьшить величину прогноза на 2012 год на 1,11 тысячи тонн. Одновременно рекомендовано запретить промысел камбал южнее мыса Беллинсгаузена с 1 января по 31 мая и с 1 августа по 31 декабря.
Ограничения по северо-востоку не вводятся.
О наваге. К ее промыслу надо подходить достаточно осторожно. И навагу можно подвергнуть существенному перелову. Чтобы этого не случилось, говорит А. В. Буслов, надо следовать нашим рекомендациям. В качестве положительного примера, достойного подражания всеми рыбаками Дальнего Востока, он называет факт, когда по просьбе института был дружно остановлен промысел в январе этого года, поскольку наваге грозил перелов.
Промысел был остановлен, и съемка показала, что возможно оставить рекомендованный вылов наваги на 2012-й год на уровне 7200 тонн. Запас, хотя он и невысокий, остался на прежнем уровне.
А. В. Буслов предложил так же ответственно подойти к эксплуатации ресурсов и в 2012 году: как только вылов приблизится к рекомендованной цифре, промысел надо безотлагательно остановить.
В завершение своего выступления он сказал:
- Общее мнение специалистов СахНИРО: мы будем рекомендовать камбалы Западного и Восточного Сахалина и навагу Восточного Сахалина с 2013-го года ввести в перечень видов, на которые устанавливается ОДУ, поскольку рисковать таким ресурсом мы не можем.
В проекте решения рыбхозсовета так и было записано – рекомендовать СахНИРО предпринять необходимые действия для включения этих видов в перечень ресурсов, в отношении которых устанавливается ОДУ. И в ходе бурного обсуждения многие такую точку зрения поддерживали. Но при голосовании она не прошла.
С. ПЕТРОВ. Газета «Рыбак Сахалина» № 46 от 24 ноября 2011 г.