Газета "Рыбак Сахалина"
29 декабря 2011 года

Василий Вельмескин: «Надо всегда идти вперед!»

ЗАО «Пиленга» – 20 лет!

Двадцать лет назад, 30 декабря 1991 года, Южно-Сахалинский горисполком зарегистрировал новое предприятие – ОАО (сейчас ЗАО) «Пиленга».

За 20 лет в стране много воды утекло, много дел свершилось и не свершилось, с экономической карты области исчезли многие бывшие на слуху предприятия, которым поначалу предсказывали долгую и счастливую жизнь. Все тогда были оптимистами и не знали, что выживут только сильнейшие, востребованные людьми и рынком.

Для ЗАО «Пиленга» минувшие 20 лет в жестких условиях нестабильности и шараханий в руководстве отрасли и на самом высоком уровне стали – благодаря правильной экономической, технической и социальной политике предприятия – периодом развитии. В рыбохозяйственном комплексе области и страны его роль не только заметна, но и высока. Кстати, информацию о дате регистрации «Пиленги» я взял с сайта администрации Южно-Сахалинска, где она опубликована под заголовком «Лучшее предприятие рыбопромышленного комплекса». Не одно из лучших, а – ЛУЧШЕЕ. Это, скажем так, официальное признание заслуг нынешнего юбиляра. Но есть и признание неофициальное: это оценка «Пиленги» обычными, не обремененными властью людьми – как работающими здесь, так и посторонними, но весьма наслышанными о компании.

Вот какую переписку обнаружил я на одном из сайтов в Интернете.

Материковский житель под ником Ataman написал: «Здравствуйте. Кто-нибудь работал или, может, что-то знает про сахалинскую компанию «Пиленга»? Как там платят, стоит ли с ними связываться?».

Ответил formerСhief из Мурманска: «Летел в самолете с матросом из этой компании. С его слов, у матроса около 2000 баксов плюс перегрузы. Платят вроде бы без задержек. У комсостава отдельные неплохие контракты. Вроде бы по сахалинским меркам приличная компания, без кидалова».

Ответ Fishera: «На общем фоне выглядит довольно неплохо. Со своими причудами, конечно, как без этого. Всё по-белому: зарплата, налоги. Оплачивают курсы. Работают стабильно, база хорошая. Активно внедряет инновации в производство. Существует система бонусов, которых можно легко лишиться за какой-нибудь залет».

Ответ пользователя по ником rak: «Без кидалова. Проработал 10 лет. У начальников служб контрактные помимо зарплаты и пая. Практически весь комсостав в цеху. Приобретают новые пароходы».

Подобные мнения людей, по-моему, намного дороже, чем точка зрения официального органа. Знаем мы, что порой творится на обласканных властями предприятиях. Но здесь оба взгляда на ЗАО «Пиленга» счастливым образом для работающего здесь народа совпадают.

И по-прежнему кадры решают всё

- Я рад, что в Интернете так хорошо отзываются о нашем предприятии, – сказал генеральный директор компании Василий Иванович Вельмескин. – Ведь там нет цензуры, и люди могут говорить то, что на самом деле думают.

- Означает ли это, что в «Пиленге», раз у вас приличная зарплата и доброе отношение к людям, нет проблем с кадрами?

- К сожалению, есть. Кадровый голод мы ощущаем почти в такой же степени, как и весь рыбопромышленный комплекс. И дело здесь не только в заработке Просто в стране физическая нехватка специалистов рыбной отрасли. Согласитесь, многим важнее не деньги, а престижная работа. Театральные артисты, например, получают намного меньше рядового матроса, но от желающих выйти на сцену отбоя нет.

В отношении рыбопромышленного комплекса, считает Вельмескин, в свое время была произведена крупная диверсия. Телевидение, другие средства массовой информации изо дня в день говорили о российских рыбаках только как о браконьерах. Ну а кто хочет, чтобы его априори принимали за преступника? Престиж рыбацкой профессии был подорван, в мореходных училищах пошел недобор. Это плюс к тому, что работа на флоте и так не мёд, к числу легких не относится, зачастую по полгода без берега. В советские времена профессия моряка-рыбака была романтизирована и героизирована – отсюда и эффект – а сейчас опущена чуть ли не ниже плинтуса. Молодых, что говорится, в море не загонишь. То ли потому еще, что слабы физически, многие просто не справляются с работой. Зато приходят люди в возрасте 50-65 лет и спокойно работают матросами. Некоторых таких ветеранов Василий Иванович знает еще со времен работы в Корсаковской базе океанического рыболовства.

Как ни печально, но в стране утеряны кадры специалистов – старшие механики, электромеханики, рефмеханики … Ветераны уходят на отдых, а замены им практически нет. Приходится искать по всему Дальнему Востоку. Находят. Потому что на «Пиленгу» кроме обещания хороших условий труда и достойной зарплаты работает еще и само её имя, которое у морских людей ассоциируется с чем-то надежным и честным.

Может, ещё и потому текучесть кадров на предприятии всё-таки не столь уж и велика. Есть и люди, которые трудятся здесь с самого первого дня. С 1992 года (напомним, что предприятие официально, т. е., на бумаге, было зарегистрировано в предпоследний день 1991 года) работает в системе компании Сергей Петрович Закрымский, с 1994 года – старший механик Евгений Константинович Лещёв (кстати, более 10 лет трудится здесь юристом его сын Евгений), наставник по радиоэлектронике Олег Валентинович Шевич, Мария Григорьевна Труммель, недавно ставшая главным бухгалтером ЗАО. Много добрых слов было сказано о ветеранах производства – и тех, кто ушел на заслуженный отдых, таких, как бывший старший механик Виктор Федорович Кушнарев, и до сих пор работающих – старшем механике Ким Е Со, механике-наставнике Александре Владимировиче Киме, судовых электромеханиках Руслане Меджидовиче Бричеве и Иване Ивановиче Карпенко…

Не мог генеральный директор обойти вниманием и главных действующих лиц добывающего флота – капитан-директоров. Например, Александра Михайловича Трескина, возглавляющего сейчас экипаж БАТМ «Анива», Николая Константиновича Лопатина, капитан-директора БАТМ «Пиленга». К нему у «генерала» Вельмескина по-особенному теплое, почти сыновнее отношение.

В жизни у Василия Ивановича было не так много учителей-рыбаков, которых он вспоминает как своих родных людей. Не подумайте ничего плохого – мало не потому, что он был обделен вниманием старших, а просто потому, что уже в 26 лет В. И. Вельмескин перестал быть учеником и сам перешел в разряд учителей, став капитан-директором РТМС «Новобирюсинский» существовавшей тогда Корсаковской базы океанического рыболовства.

Первым учителем у 20-летнего четвертого штурмана Вельмескина был капитан-директор БМРТ «Мыс Юдина» Мамедов. После на РТМС «Илья Ильин» работал под началом легендарного Валентина Павловича Лекуса.

На РТМС «Новобирюсинский» Василий Иванович работал старпомом у Николая Константиновича Лопатина – того самого, который сейчас командует БАТМом «Пиленга».
«Когда я был у него старшим помощником, он многому меня научил, – говорит В. И. Вельмескин. – Может, если бы не он, я бы и не состоялся как капитан».

В 26 лет, повторю, Вельмескин сменил Лопатина на капитанском мостике «Новобирюсинского» и за 2,5 года выполнил пятилетний план. Хорошая была школа! А в 36 лет, когда «утонула» Корсаковская БОР, пришел в «Пиленгу» на свою любимую работу – капитан-директором.

С тех пор прошло 15 лет. И большую часть из них Василий Иванович провел в море, возглавляя экипажи БАТМ «Анива» и «Остров Сахалин». А потом его назначили генеральным директором предприятия.

В тот же день 20 лет спустя

«Пиленга» родилась в то время, когда начинали сыпаться крупные рыбодобывающие предприятия. Среднетоннажный флот стал перепрофилироваться на добычу валютоемких объектов: они давали хорошую и быструю прибыль. Все как будто помешались на крабе. И в это самое время новое предприятие делает вроде бы нелогичные на общем фоне шаги: начинает покупать крупный флот для добычи рыбы. Первым – в 1993 году – стал БМРТ “Пиленга», затем пошли «Анива», «Пиленга-2», «Остров Сахалин». Дальнейшая жизнь показала, что решение было верным, хотя и не всё было гладко в те времена. Но не буду останавливаться подробно на пережитых трудностях – в юбилейную дату лучше говорить о приятном. Ограничусь словами Вельмескина, сказанными несколько дней назад: «Самое главное, что компания выжила в 90-е годы, когда образовалась и вошла в российский дикий рынок. Выжила и потом, когда в двухтысячные годы ввели разорительные для предприятий отрасли аукционы. Мы выжили в той системе, когда не было денег и надо было брать кредиты. А как их давали и под какие проценты – и вспоминать страшно. И всё это надо было отработать. Сейчас всё позади. В 2008 году за рыбаками закрепили доли квот. Стало легче, появилась гарантия стабильности и возможность планировать – ведь получили 10 лет ясности. Надо только работать».

Что представляет сейчас ЗАО «Пиленга»?

В 2007 году, как говорит генеральный директор, у предприятия словно появилось второе дыхание: было принято решение укрепить компанию ресурсами и в течение последующих пяти лет в увеличение ВБР вложили колоссальные деньги. В том же 2007 году приобрели фирму, у которой имелось три стеркодера – «Мыс Докучаева», «Мыс Меншикова», «Мыс Левенорна» и ресурс примерно в 40 тысяч тонн.

Это было мощное приобретение. До того времени «Пиленга» страдала как раз из-за недостатка ресурсов, что на себе испытывал и В. И. Вельмескин, работая с 1996 года капитан-директором. БАТМ получал на год всреднем 10-11 тысяч тонн, то есть 60-65 % от требуемого. А для судна такого класса необходимо было, как минимум, 20 тысяч тонн. На сегодняшний же день суда компании обеспечены ресурсами на 100 %.

В 2010-м году предприятие перешагнуло важный рубеж в 100 тысяч тонн добычи. На конец нынешнего года ЗАО «Пиленга» выловит 120-121 тысячу тонн. В следующем году девятью судами компании (5 БАТМов и 4 стеркодера) планируется поднять на борт 150 тысяч тонн рыбы.

Это очень большая нагрузка. По БАТМам предприятие по производительности вышло на 100 тонн продукции в сутки (имеется в виду морозка) плюс 5-6 тонн рыбной муки. Ну а коль ресурсы имеются, то останавливаться на достигнутом «Пиленга» не собирается.

Вообще-то, затраты на содержание одного БАТМа весьма велики – в месяц примерно 1 млн. 200 тысяч долларов: топливо, зарплата, снабжение… Именно столько надо вложить в траулер, чтобы он начал давать прибыль.

Дальнейший путь повышения эффективности работы, считают в «Пиленге», – это модернизация флота, то есть кардинальное переоборудование рыбцеха, установка нового современнейшего оборудования с целью повышения производительности труда. Тогда те же 100 человек смогут выпускать в сутки до 150 тонн продукции.

Модернизация флота – это не какая-то там далекая перспектива, а реальность сегодняшнего дня. Уже переоборудован БАТМ «Анива», вышедший на сегодняшний день на суточную морозку в 140 тонн, на очереди – «Остров Сахалин». Таким путем предприятие пойдет и дальше. Да и суда компании, по большому счету, уже не очень новые – по 15-17 лет, хотя на Дальнем Востоке (а, может, и в стране) они самые молодые.

Чтобы корабли не старели, в них надо вкладывать, вкладывать и вкладывать. Не так давно Вельмескин был в Америке, на Аляске. Он видел там суда, которым уже по 30 и более лет, но в каком состоянии они находятся! Заходишь на рыбную фабрику – красивое производство, прекрасные линии стоят.

«Нам, – говорит Василий Иванович, – Москва сегодня навязывает одно: давайте новые суда строить. А зачем? Один БАТМ стоит порядка 100 миллионов долларов. Мы еще хорошо помним историю со стеркодерами, как наши суда власть на два года на прикол поставила, и относимся к новому строительству немного настороженно. Ведь это большие деньги, надо брать кредиты. А вот инвестировать в имеющиеся суда мы готовы. Это наше будущее, наш хлеб. Поэтому мы трудимся, пашем и зарабатываем, вкладываем деньги и будем добиваться результатов.

На следующий год, повторю, перед нами стоит очень серьезная задача – освоить 150 тысяч тонн ресурсов. Это будет очень хорошо. А на следующий год должны взять еще больше. Надо всегда идти вперед. Эти последние пять лет мы постоянно развивались, реформировались, модернизировали».

Пять лет назад, к 15-летию ЗАО «Пиленга», была выпущена красочная, с многочисленными фотографиями книга под названием «В большое плавание». Сегодня это большое плавание продолжается.

«И будет продолжаться еще долго-долго», – улыбнулся Вельмескин.

Весь флот «Пиленги» сейчас в море. Там он встретит и Новый год. Потому что в первый день нового года, 1 января, начинается промысел минтая.

Б. ВОЛОДИН. *Газета «Рыбак Сахалина» № 51 от 29 декабря 2011 г.

.