Стонет Поронай под натиском браконьеров
На фарватере реки Поронай неизвестные браконьеры выставили около пятидесяти полностью оснащенных промышленных вентерей, перекрыв путь идущей на нерест наваге и поставив под угрозу безопасность мореплавания.
Накануне наважьей путины ассоциация «Союз рыболовецких колхозов и предприятий Сахалинской области» немало поработала над тем, чтобы она прошла организованно, без сбоев (кстати, нелишне напомнить, что в заливе Терпения работают не только суда входящих в АСРКС предприятий. Таким образом выходит, что ассоциация работает также на благо совсем сторонних организаций).
В частности, серьезную озабоченность АСРКС вызвала проходящая реорганизация территориальных управлений Россельхознадзора в Дальневосточном регионе – переподчинение Сахалинской области от Хабаровского к Приморскому краю. Как правило, любая реорганизация контролирующих органов бьет, в первую очередь, по самим проверяемым – они не знают, в какие структуры следует обращаться. В данном случае – по вопросам испытания рыбопродукции на предмет ее соответствия ветеринарно-санитарным требованиям и получения разрешения на ее реализацию. Поэтому соответствующие письма с предложением как можно быстрее завершить реорганизацию теруправлений и организовать в Поронайском районе лабораторные испытания и пост получения разрешений на вывоз добытой наваги были направлены в Минсельхоз России и в правительство Сахалинской области.
И вот началась путина.
В этом году в восточно-сахалинской подзоне из общего объема добычи, превышающего семь тысяч тонн, для промышленного рыболовства выделено примерно 6400 – остальное пошло для целей традиционного, любительского рыболовства, научно-исследовательских работ. В соответствии с законом осуществлять промысел необходимо в территориальном море и во внутренних морских водах (не путать с внутренними водоемами – то есть, реками, озерами).
Наважья путина, которая сейчас проходит в заливе Терпения, – краткосрочна, добыча осуществляется в период тяжелой навигации маломерными судами. Заловившись в море, они по полной воде возвращаются для сдачи улова в реку Поронай. Заход происходит по полной воде (иначе до причала не дойти). Сейчас полная вода бывает 1 раз в сутки, и вот, используя этот момент, пароходы быстро заскакивают в реку, разгружаются и стараются по этой же полной воде выйти на промысел. Не очень, конечно, удобно, но другого выхода нет: если пропустить полную воду, им придется в ожидании следующей стоять на рейде.
Повторим еще раз: промысел наваги разрешен только в территориальном море, но не во внутреннем водоеме, коим является река Поронай. Тем не менее, как говорят источники, кто-то незаконно установил в устьевой зоне Пороная, на фарватере реки и в акватории порта примерно 50 полностью оснащенных промышленных вентерей со всем причитающимся оборудованием – крыльями и прочим. Сколько рыбы они ежедневно добывают и из каких «потусторонних» квот – нам неизвестно: пусть в этом разбираются более компетентные органы типа рыбоохраны. Если она действительно заинтересована в наведении порядка на наших водоемах, то мы, несомненно, получим от нее четкое и подробное сообщение о тех, кто в действительности покушается на водно-биологические ресурсы региона, а также о принятых к браконьерам мерах. Самое страшно в данной ситуации то, что установленные в реке вентери нацелены не просто на рыбу, а на навагу, идущую на нерест, что непременно скажется на состоянии ее запасов в последующие годы.
Но это одна сторона медали. Другая связана с безопасностью мореплавания.
10 января, после сдачи уловов, МРС-371 (ООО «Рыбак») и МРС-369 (ООО «Поронайский зверосовхоз) при выходе в море на фарватере реки намотали на гребные винты эти самые полнооснащенные вентери. Суда сразу обездвижились и полностью потеряли управление. Слава богу, что трагедии не произошло: оказавшиеся в бедственном положении суда быстро подхватили их коллеги по промыслу и подтянули с фарватера к берегу. А там уже стал вопрос о подъеме сейнеров на берег, потому что водолазы освободить в воде гребные винты от незаконно выставленных ловушек не смогли, уж слишком много и плотно было накручено. Добывающие суда были выведены из режима промысла.
А теперь возникают вопросы: кто ответит за происходящие на Поронае безобразия и контролирует ли кто не на бумаге, а в реальности, этот внутренний водоем, постепенно теряющий свои рыбные богатства?
В. ПЕТРОВ. Газета «Рыбак Сахалина» № 02 от 19 января 2012 г.