Зубатка в ледовом плену
Прошедшая календарная неделя – с понедельника 12-го по воскресенье 18 марта – отличилась от предыдущей повышением дневных температур до нуля градусов и даже небольших плюсов, сильными ветрами преимущественно южных румбов и несколькими «мокрыми» метелями. Это по погоде.
Что касается «промысловой» обстановки на юго-востоке Сахалина, то главным вопросом, волнующим рыбаков-любителей, остается: «Где зубатка?». В разгаре первый весенний месяц, а ее до сих пор практически нет в традиционных местах нагула перед нерестом. Случайные встречи с разреженными косяками корюшки происходят, но слишком далеко от берега. В чем дело? По мнению эксперта нашей рыбацкой рубрики заведующего лабораторией пресноводных и прибрежных рыб СахНИРО Виталия Никитина, в этом году ледовый припай достигает местами ширины до 100 километров, в результате рыба испытывает кислородное голодание и потому вынуждена держаться подальше от побережья, где на больших глубинах легче дышится.
Вот эти два фактора – погода и ледовая ситуация, определяют в марте характер любительской рыбалки, о чем можно судить по сообщениям на сайте рыболовного клуба «Сахалин – Курилы» (www.sakhriver.ru).
Понедельник. «Сегодня за три-четыре часа сотня отборного зубаря. Ловил на старые ржавые крючки шестого номера с зеленой губкой. А, рыбачил в море». Жалко, не указано место и расстояние от берега. «В Лесном – сотню крупняка». «Привет всем, кто устал гонятся за зубатой. Решил проведать селедочку на Тунайче. И проведал отличных 80 «девиц», стройных, упитанных, вполне засолочных».
Вторник. «Лесное: позавчера 200 штук зубатки, вчера – 350, а нынче – только 50! «Бураны» всё разогнали! Пока была тишина, рыба находилась в 3 – 4-х метрах подо льдом и брала отлично, а сегодня, стоило только найти ее и вытащить штуки три, как летели голодные недоумки на снегоходах, и всё – рыба исчезала!». «Ездил в Стародубское.
Среда. Самый насыщенный день в смысле информации. «Стародубск. Напротив магазина. Удаление 1,5 км. Наваги не очень много. Штучно попадался зубарь». «Большое Буссе. Рыбалка была похожа на ловлю какой-нибудь уклейки где-нибудь на Рыбинском водохранилище. Малоротка клевала только на опарыша с постоянной прикормкой очень маленькими порциями (чуть ли не после каждой пойманной рыбы). Поклевки настолько нежные и робкие, что их мог регистрировать лишь очень маленький поплавок. Махалочные блесны были в полном игноре. Короче, рыбалка довольно интересная. Поймал 60 шт. малоротки плюс отпущено очень много мелкой наваги». «В Лесном 110 зубаря, позавчера товарищ за 200 штук». «Найба – 44 малоротки на синие крючки №3». «Ездил на Тунайчу за селедкой. В результате 60 штук, из них 45 отборной. Лучше ловится с утра и к вечеру. Снасти: малороточная гирлянда (я две связывал), пару флешеров, наживка: гель». «Лесное, удаление от берега 6 км влево от стана. Итог – 115 зубатки, вся средняя, мелкой всего 8 шт.».
В четверг, соблазненные информацией знакомого буранщика о том, что в Лесном «ловят за сотню», мы с постоянным партнером Олегом тоже поехали туда. До места чьей-то удачной вчерашней рыбалки добрались на «Буране», расстояние по спидометру – 5,5 км. Расположились на одной из «полян» с толщиной льда 20-25 см на глубине около двух десятков метров. Корюшка клевала кратковременными подходами, у кого-то почаще, у других – совсем редко. Тактика известная: или бегать за ней, ориентируясь на «махание» соседей, или сидеть и ждать, когда она сама к тебе пожалует. Я традиционно выбрал второй вариант, в результате до 13 часов поймал 23 зубатки и пару наваг. Олег был более мобилен, у него – за 40 зубарей. К обеду метель, начавшаяся еще утром, разыгралась не на шутку. Ветер, правда, был северо-восточный, то есть прижимной, но тропы и «буранные» следы уже напрочь замело. Поэтому решили вызвать «такси» и ретироваться на безопасный берег. На обратном пути сани два раза опрокидывались на бок, но без каких-то серьезных последствий (в прошлом году в подобной ситуации сломал очки и ушиб колено).
Вот еще интернет-сообщение того же дня: «Лесное, севернее рыбцеха – 64 отборного зубаря на «хищника» и синие крючки № 7 с салатовым мохером. Погода очень плохая (уезжал – рыба клевала, но, увы, здоровье важней). Всем удачи! И аккуратней – есть крабовые спилы, можно провалиться».
Пятница. «Сегодня Найба, на двоих с женой 348 малоротки хорошенького размерчика. Ловили с 8 до 12». «Вечер добрый! С 9 до 16 была на Найбе, улов – 50 малоротой корюшки. Клевала до 11 часов, и то очень вяло, потом ни подо льдом, ни у дна рыбы не было нигде. Туда я больше не ездок». «Итог рыбалки в Лесном – 50 штук. Удаление от базы около 5 км (гостиница – первая рыбалка). Воды после обеда по щиколотку и больше. Рыба наскоками весь день (2 – 10 шт.). Бегать бесполезно! Глубина 24 м. Дорога пешком не в радость, особенно домой». «В Лесном на удалении 6 км 35 зубаря. Рядом сосед ловил краба, прилично поймал, где-то 14 штук».
Суббота. «Рыбачил в Охотске напротив ковша, расстояние примерно 3 км, результат – 31 зубарь. Погода не айс, стоял в воде. Пришлось линять оттуда, так как на Свободном потихоньку начало отрывать лед. Будьте осторожны!». «В Стародубском от ПТН до рулей клюет зубатка, 2 км от берега. Ловят по-разному, кто 50, кто 100, кто 150. Я штук 70 поймал до 13 часов и уехал. Ветер ураганный, отбойник, опасно, однако». «Опять с женой ездили на Найбу. Погода плохая, сильный ветер и снег. Народу много. Наш улов на двоих 473 малоротки, ловили с 7.30 до 12». «Сегодня на Лютоге немного малоротки в устьях. Кто с утра ловил, штук по 50-100 поймали. Не очень». «Тунайча. Погода просто ужасная, дуло как в трубе. Еле-еле сотню селедок поймали, и размер на ахти». «Свободное! Населения на льду 8-10 человек. Сидели до 11. Ветер, снег, берега не видать. Поймал 5 шт. с зубами».
Воскресенье. «Траверз рыбобазы в Охотском, удаление 4,2 – 4,5 км от берега, ловилась корюшка. Рыбалка с 8 до 12 – около 200 шт., с 15.30 до 17 также по 200 шт. Идти трудно, «каша», воды по колено. Промок и промерз, как «цуцик», плюнул на это дело и уехал». «Стародубск, ПТН, удаление 1-1,5 км, с 16 до 18 около 50 мелких зубариков. Рыба стоит 2-3 м ото дна. Ближе к берегу дербанили навагу. Льда еще крайне много, и очень холодно, как в январе». «Решил прокатиться до Лесного. Народу мало. 2 зубаря поймал – и тишина. Собрался на Тунайчу за селедкой, итог – 50 крупной». «Сегодна между Охотским и Лесным 300 зубарей. Ловил на «хищник» № 5. Мужики, оторвался по полной!».
Ну а нам остается ждать, когда оторвет и унесет дальний лед, и надеяться, что на остатках припая удача, наконец-то, вознаградит нас. Терпение и труд всё перетрут!
Е. ГРИШИН. Газета «Рыбак Сахалина» № 11 от 22 марта 2012 г.