Газета "Рыбак Сахалина"
19 апреля 2012 года

Как проехать через пост? Думайте!

Минувшая календарная неделя – с понедельника 9-го по воскресенье 15 апреля – проходила под знаком повсеместных запретов на лов рыбы с морского припая, или его остатков, в заливе Мордвинова и на других участках юго-восточного побережья Сахалина, что значительно ограничило в конце зимнего сезона возможности подледной любительской рыбалки. Об этом можно судить по сообщениям на сайте рыболовного клуба «Сахалин – Курилы» (www.sakhriver.ru) и другим интернет-источникам.

Понедельник. «Сегодня неплохо половил навагу на Найбе – ведро чищеной за 4 часа. Рыбачил на мантию ракушки. Порадовала малочисленность народа».

Вторник. «На Большом Буссе немножко разнорыбицы (морская малоротка, зубатка, навага, камбала). Ловили на самопальные блесенки с подсадкой опарика и малороточные гирлянды».

Среда. «Островка, Игривая вскрыты, Аракуль тоже (сидят утки!). Снега много. Это со слов проверенного рыбака, они туда ехали на подледку».

Как видим, рыбацкой информации негусто. Разрешенных для рыбалки водоемов осталось немного, а уловы в запрещенных местах обычно не афишируются. К тому же «непроездными» в апреле оказались вдруг озера Изменчивое и Тунайча, что дает нам повод порассуждать о предпринятых запретительных мерах.

К запретам выходить на опасный морской лед, да еще при неблагоприятных погодных условиях, законопослушные и просто здравомыслящие рыболовы относятся с пониманием. Свою точку зрения наша газета тоже опубликовала, рассказывая о недавнем чрезвычайном происшествии в Долинском районе и спасении с дрейфующих льдин сотен горе-рыбаков. Однако многие из них продолжают оставаться «пофигистами» и «барабанщиками» (когда «а нам по барабану») и другого языка, кроме запретительного, не понимают. Поэтому предупреждать и запрещать, а также наказывать за игнорирование запретов крайне необходимо! Но… Почему пост ГИБДД-МЧС выставляется в районе моста через Подорожку? Разве нельзя для него (или для нескольких постов, если понадобится) определить другое место (места), чтобы, во-первых, не создавать проблем для жителей села Охотского и, во-вторых, не перекрывать проезд к озерам, где рыбалка относительно безопаснее?

Вызывают недоумение также «избирательность» или, мягче выражаясь, неэффективность запретов, когда за спиной постовых в заливе Мордвинова вовсю рыбачат (то есть «барабанят») все, кому ни лень. Вот что об этом говорится на форуме сахалинского портала (www.sakh.com): «Хочу поехать на зубаря. Знаю, что на севере оторвало лед, но в Охотском его до горизонта, буранщики туда ездят. МЧС перегородило дорогу, однако на льду очень много людей. Кто сможет провести через пост, возьму с собой». И еще: «Вчера рыбачили на самом Свободном. Лед устойчивый, удаление от берега на снегоходах 4-5 км, ловили по 250-300 штук, клев в течение всего дня. Как проехать? Думайте сами!».

Впрочем, продолжим обзор.

В четверг задумал лично ознакомиться с ледовой и промысловой обстановкой за Озерском. Вначале с соседом Артуром проверили речку Шишкевича, где в апреле ни разу не были, на предмет кунджицы. С утра пораньше без проблем, почти не проваливаясь, прошли по берегу выше от моста до излюбленного плеса. С трудом пробурились (бура едва хватило), подкормили лунки икрой и до 10 часов на мелкие тампоны и опарыша поймали на двоих меньше трех десятков мелочевки. Поняв бесперспективность дальнейшего пребывания на речном льду, собрались, как и планировали, на Буссе. Правда, обратный путь к дороге оказался более тернистым, о чем позаботилось утреннее солнце (проваливались сквозь наст по пояс).

На еще прочный озерный лед вышли, оставив машину на выезде из Берегового. По тропе добрались до ближайших групп рыбаков (не более 1 км), которые занимались чем угодно, только не ловлей рыбы. Клева не было до начала 14-го часа (за это время у меня взяла единственная наважка). Затем ситуация оживилась – стала поклевывать малоротка, изредка на гирлянду с более крупными крючками (№ 5) попадалась зубатка, демонстрируя свою классическую хватку. До 16.30 у меня в улове было 70 малоротых и 8 зубатых корюшек, у партнера примерно столько же. Так что вернулись с рыбалки не порожняком. Кстати, в поселке тоже красуется плакат: «Выход на лед запрещен!». Кем? На каком основании? Кто отвечает «за базар»?

Пятница. «На Найбе лед нормальный, сухой, воды сверху нет. Можно было даже в туфлях щеголять. Остановились между мостом и устьем. Лунки не бурили, старые уже не замерзают. Навага ловилась хорошо. Рыбачили на ракушку…». «Съездил на Лазовую. В результате моего блуждания по речке в течение 2 – 3-х часов были пойманы подкаменка (отпущена) и бычек. Принял решение рвануть на Найбу, в третьем часу был на месте. До 17 часов – ведро неплохой наважки на серебряную мормышку с опарышем».

Суббота (www.sakh.com). «Значит, на участок Лесное – Свободный, где лед более-менее прочный, не пропускает пост ДПС, а на участке Найба – Советское, где лед непрочный и естественных заливов нет, сейчас сидит более 1000 человек. Причем ветер отжимной. Вам в ПСО мало предыдущего отрыва – нужен дубль с жертвами?». «Вы совершенно правы! Я сидел на льду в этот отжимняк и думал то же самое: на Свободном безопасней! МЧС нас, рыбаков, подставляет! Они разрешают блатным рыбачить у мыса и ждут, когда нас, за Советским, снова оторвет!». Оставляем этот диалог без комментариев на усмотрение рыбацкого сообщества.

Воскресенье. «Сидим в Пугачево на грязях – тупняк (и кто нас дернул сюда пойти?). Зима тут еще… Но думаем поискать рыбку в стороне от машины. Съели уху из шести кунджичек, которых поймали на Тихой еще днем…». «Решил сегодня (если, конечно, морозы не вдарят) прикрыть зимний сезон поездкой на Большое Буссе. Дорога военная, как после минометного обстрела, но я и народ до места добрались. На лед вышел за Береговым. С 9 до 16.30 пять наваг (одна очень крупная), штук 12 зубаря и 400 малоротки. Снасть «Радуга», опарыш, прикормка молотая селедка. Погода прекрасная, палатку не ставил, лицо как кирпич. Съел на льду пару крашенок и пасху. Христос Воскрес!».

Дай Бог, чтобы мы без чрезвычайных приключений завершили подледный сезон и успешно начали рыбалку по открытой воде.

Е. ГРИШИН. Газета «Рыбак Сахалина» № 15 от 19 апреля 2012 г.