Наша рыбалка
Последний лед Большого Буссе.
Нынче сахалинцы давно уже проводили календарную зиму, поскольку масленица была ранняя – 20 февраля. А вот у рыбаков-любителей проводы зимнего сезона до сих продолжаются. Даже на остатках морского льда, несмотря на запреты и печальные (слава Богу, не трагические!) апрельские уроки. Что уж говорить об озерах и речках, где последнему льду не угрожают ни отжимные ветры, ни шторма. Только солнце и тепло, которые неотвратимо делают свою весеннюю работу – одновременно и разрушительную, и созидательную, обновляя нашу замечательную природу.
Неделю назад, в свой «рыбный четверг», для прощальной подледной рыбалки выбрал Большое Буссе, не забыв заглянуть в рыбацкий дневник, который веду уже много лет. В 2009 году последняя рыбалка на этом озере у меня была тоже 19 апреля, в 2010-м – 22-го, а в прошлом – 14-го (самая поздняя – 29 апреля в 2000 году). Причем прошлогодняя закончилась небольшим адренолиновым приключением. После обеда по большому приливу лед в Береговом начал отходить от берега, и мы с партнером, предупрежденные об опасности местными жителями, едва успели, кое-где по доскам между льдинами, эвакуироваться на земную твердь. Еще бы 10 – 15 минут, и… Впрочем, метров 20-30 открывшейся воды в тот день отрезали путь на берег десяткам людей, увлекшимся азартным занятием. Потом им пришлось делать изрядный крюк за ближайший мыс, чтобы выбраться к оставленным на дороге машинам.
Итак, в прошлый четверг, 19 апреля, в 5 часов утра мы с одним из постоянных партнеров, в данном случае – партнершей Галиной, фанатично преданной любой рыбалке, отбыли в Заозерский край (так я называю местность за селом Озерским Корсаковского района). После Пригородного, где кончается асфальт, с удовлетворением отмечаем, что на грунтовой дороге, которая еще несколько дней назад была «военной» (как стиральная доска – говорят в подобных случаях), старательно поработали грейдеры. Это позволило добраться до Берегового (от Южного) за час с небольшим.
На въезде в село уже стояли несколько автомашин, опередивших нас. От них прямо и направо, по направлению к протоке, соединяющей Большое Буссе с Малым, по льду шли группы рыбаков. Однако мы решили проехать еще километров семь до места, которое в рыбацком обиходе фигурирует как Санго с уточнением – возле будки. С возрастом начинаешь отдавать предпочтение не тем местам, где рыба, а тем, куда ближе идти. Иногда то и другое удачным образом совпадает.
И здесь мы оказались далеко не первыми. Вышли на лед напротив поворота дороги на Новиково. Метрах в двухстах от берега освежили старые, уже не замерзающие лунки, подкормили их и опустили снасти. На таком же примерно расстоянии, правее и левее, расположились и другие пока еще немногочисленные рыболовы. Однако на этой линии клев ни у кого не обнаружился. У меня на гирлянду с «химией» сразу взяла тихоокеанская песчанка с мизинец, и – всё, полная тишина. Между тем на часах – около восьми.
Дальняя от нас парочка рыбаков, наконец, не выдержала и переместилась ближе к берегу. Там же останавливались и вновь прибывающие, как оказалось, успешно рыбачившие именно в том месте вчера. Как только они начали время от времени «махать», остальные тоже (мы – не исключение) подтянулись к ним. В конце концов в этом районе собралось довольно много народа, пространства и рыбы хватило всем, даже тем, кто приехал после обеда. Клевало без больших пауз весь день.
О снастях. Я рыбачил на гирлянду из пяти красных крючков № 3,5, насаживая на них мелкого опарыша. На второй удочке гирлянда из белых крючков № 3, в качестве насадки – салатовый мобик (рыбья кожа). Первая удочка с кивком, вторая с маленьким поплавком. Эффективность той и другой примерно одинаковая, но на опарыша брала в среднем более крупная рыбешка.
О рыбе. Главная в уловах – морская малоротая корюшка преимущественно средних размеров. Единично попадались некрупная навага, изредка – зубатая корюшка, камбала, небольшие окуньки. Надоедала упомянутая песчанка. Я вначале отпускал ее, но потом показалось, что она клюет повторно, поэтому решил брать. Между прочим, эту мелкую рыбку можно пожарить с яйцом или приготовить из нее «шпроты». Что касается наваги, то малочисленность этого вида вызывает недоумение. В прошлые годы она ловилась десятками, причем гораздо более крупная (отдельные экземпляры обрывали малороточные снасти).
О подкормке. В последнее время из продажи исчез криль, поэтому его применяли только запасливые рыболовы. Мне пришлось удерживать рыбу возле лунок фаршем из свежей селедки (на глубине до двух метров эта медленно тонущая подкормка тоже эффективна). Некоторые, не мудрствуя лукаво, использовали натуральные консервы из сайры и горбуши.
О безопасности. Весенний озерный лед всегда таит в себе ловушки для ротозеев. И на Буссе тоже – трещины, промоины, встречаются, особенно ближе к берегу, «живые» льдины. Но толщина льда и его прочность еще достаточны для надежной рыбалки, главное, как говорится, – «не разевать варежку».
Как бы то ни было, мы благополучно отрыбачили до 15.30 и без проблем, почти не проваливаясь сквозь наст, добрались до берега. У меня в рюкзаке 540 малороток, семь наваг, один зубарь, один окунь и несколько десятков песчанки. У Галины на санках около 700 корюшек плюс другая разнорыбица. К тому, что рыбачка меня, как правило, облавливает за счет своей мобильности и удачливости, я давно привык.
Е. ГРИШИН. Газета «Рыбак Сахалина» № 16 от 26 апреля 2012 г.